Просроченная дебиторская задолженность: отражение в бухгалтерском учёте.

Дебиторская задолженность - это сумма всех платежей, причитающихся той или иной организации со стороны других субъектов хозяйствования либо частных лиц. Руководство организации, и, в частности, бухгалтерия должны внимательно следить за состоянием расчётов и стараться своевременно истребовать даже небольшие долги, чтобы непредвиденные расходы не наносили ущерб бюджету компании. Если же с момента возникновения обязательства (задолженности) прошло три года , а долг так и не был выплачен - имеет место просроченная дебиторская задолженность.

Просроченная дебиторская задолженность должна быть списана ввиду бессмысленности её дальнейшего учёта на счетах расчётов с покупателями и заказчиками. Для того чтобы списать нереальный к востребованию долг, руководитель субъекта хозяйствования должен издать приказ об организации инвентаризации дебиторской задолженности. Затем необходимо собрать пакет документов, подтверждающих наличие просроченной задолженности и невозможность её взыскания: первичные документы, где зафиксирован факт совершения отгрузки товара или оказания услуг. Кроме того - акты сверок с данными бухгалтерского учёта контрагента, финансовые претензии, переписка, судебные решения (если они имели место).

Инвентаризацию дебиторской задолженности лучше проводить как можно чаще, чтобы отслеживать обоснованность наличия определённых сумм на счетах бухгалтерского учёта и избегать появления просроченных задолженностей.

Списание просроченной дебиторской задолженности может быть осуществлено одним из двух способов: засчёт резерва по сомнительным долгам либо путём отнесения на финансовый результат.

Резерв - это своеобразная гарантия, которую организует себе юридическое лицо в результате анализа дебиторской задолженности в конце отчётного периода (года). Если есть повод усомниться в добросовестности или платёжеспособности клиента, руководитель организации принимает решение произвести отчисления в вышеназванный фонд, таким образом страхуясь от непредвиденных ситуаций с нехаткой денег в будущем, которые может вызать нереальная к возврату просроченная дебиторская задолженность.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам относятся на счёт 91 - "прочие расходы предприятия". Формирование такого резерва отражается в бухгалтерском учёте проводками - д-т 91 , к-т 63. На 63 счёте бухгалтер может открыть несколько аналитических счетов - для удобства ведения учёта по каждому сомнительному долгу отдельно. При списании задолженности бухгалтер проводками отражает уменьшение резерва на сумму списываемого долга: д-т 63, к-т 62.

Возможность открыть резерв по сомнительным долгам имеют организации, пользующиеся методом определения налогооблагаемой базы "по отгрузке". В учётной политике организации также необходимо указать наличие данного резерва.

Как видим, не каждая организация обладает возможностью создать такой резерв. Поэтому списать просроченную задолженность можно, непосредственно отнеся её на финансовый результат (уменьшив его на сумму долга). Проводки: д-т 91, к-т 62. Эта проводка показывает возникновение расходов предприятия из-за списания суммы долга неплатёжеспособного дебитора. Затем по д-ту 99 и к-ту 91 бухгалтер показывает уменьшение прибыли в связи с вышеописанными расходами.

После списания учет просроченной дебиторской задолженности ведут на протяжении пяти лет на забалансовом счёте 007 , где фиксируется задолженность неплатёжеспособных контрагентов, списанная в убыток . Это делается для отслеживания возможности её взыскания.

Следует отметить, что организации, применяющие упрощённую систему налогообложения и исчисляющие налогооблагаемую базу по формуле "доходы минус расходы", не имеют права отнести к расходам, уменьшающим базу для налогообложения, расходы, возникшие в связи со списанием просроченной задолженности.

Просроченная дебиторская задолженность в организации должна возникать крайне редко или не возникать вообще, иначе главная цель работы любой организации - максимизация прибыли - не будет достигнута.

Комментарии