Буквенные обозначения нот - их происхождение и использование в музыке
Буквенная система обозначения звуковых высот в музыке появилась еще в Средние века и использовалась наряду со слоговой системой, основанной на слогах до-ре-ми. Исторически она возникла даже раньше слоговой. В этой системе для обозначения нот используются буквы латинского алфавита. Рассмотрим подробнее происхождение и особенности буквенной записи, а также то, как с ее помощью можно обозначать не только основные звуки, но и хроматические, а также записывать тональности.
Буквенная система интересна тем, что позволяет записать любой звук и тональность всего одной буквой и обозначением альтерации. Это удобно для быстрой записи и чтения нотного текста, особенно при записи диктантов. Поэтому полезно разобраться в ее особенностях.
Обозначение основных звуков в буквенной системе
Буквенная система обозначения звуков появилась раньше, чем привычная нам слоговая система с обозначениями до, ре, ми и т.д. Основные звуки в буквенной системе обозначаются следующими буквами латинского алфавита:
- До - C
- Ре - D
- Ми - E
- Фа - F
- Соль - G
- Ля - A
- Си - H
Интересной особенностью является то, что первоначально в этой системе музыкальный звукоряд начинался не с До, а с Ля. Поэтому букве A соответствует звук Ля, а не До, как можно было бы ожидать исходя из порядка букв алфавита. Обозначение основных звуков буквами латинского алфавита довольно простое и логичное. Запомнить соответствия несложно.
Особенности обозначения диезов и бемолей
Для обозначения диезов в буквенной системе используется суффикс «is», который добавляется к букве основного звука. Например, До-диез обозначается как Cis. Аналогично для бемолей используется суффикс «es» - До-бемоль будет Ces. Однако есть несколько исключений из этих правил:
- Ми-бемоль обозначается как Es (вместо Ees)
- Ля-бемоль - As (вместо Aes)
- Си-бемоль - B (вместо Hes)
Эти исключения обусловлены исторически. Изначально в буквенной системе использовался звук Си-бемоль, а не Си. Поэтому для него закрепилась буква B, а для натурального Си позже была выбрана буква H.
Двойные повышения (дубль-диезы) и понижения (дубль-бемоли) обозначаются по простому правилу - суффикс повторяется дважды. Например, До-дубль-диез: Cisis, Си-дубль-бемоль: Heses. Таким образом, несмотря на несколько исключений, буквенная система позволяет довольно просто и наглядно обозначать не только основные звуки, но и их альтерации, включая двойные.
Правила записи двойных альтераций
Как уже упоминалось ранее, в буквенной системе обозначений для двойных альтераций - дубль-диезов и дубль-бемолей - используется повтор соответствующего суффикса. Давайте рассмотрим несколько примеров двойных альтераций и их записи в буквенной системе:
- До-дубль-диез обозначается как Cisis
- Ре-дубль-диез - Disis
- Ми-дубль-диез - Eisis
- Фа-дубль-диез - Fisis
Аналогично для дубль-бемолей:
- До-дубль-бемоль - Ceses
- Ре-дубль-бемоль - Deses
- Ми-дубль-бемоль - Eeses
- Фа-дубль-бемоль - Feses
Как видно из примеров, правило довольно простое и понятное. Для дубль-диеза к основной букве звука добавляется суффикс is дважды, а для дубль-бемоля - суффикс es повторяется дважды. Это правило распространяется на все звуки, в том числе и на те, которые являются исключениями при обозначении обычных бемолей. Например, Си-дубль-бемоль будет записан как Heses, а не B, как в случае с обычным бемольным Си.
Применение буквенной системы для записи тональностей
Помимо обозначения отдельных звуков, буквенная система широко используется и для записи тональностей. В названии тональности всегда указываются два элемента: ее тоника (основной звук) и лад. Для мажорных тональностей тоника обозначается заглавной буквой, для минорных - строчной. Лад указывается с помощью специальных обозначений:
- Dur - для мажора (от латинского durus - твердый)
- Moll - для минора (от латинского mollis - мягкий)
Таким образом, можно записать, например:
- До мажор - C Dur
- ля минор - a Moll
- Фа-диез мажор - Fis Dur
Иногда вместо полных названий Dur и Moll используются их сокращения - D и m соответственно. То есть До мажор можно записать просто как C D. Также с помощью буквенных обозначений можно указать и тональности с большим количеством знаков альтерации, например: Ces Dur (До-бемоль мажор) или eis Moll (Ми-диез минор). Таким образом, буквенная система позволяет лаконично, но в то же время полно записывать любые тональности, в том числе и с множеством диезов или бемолей.
Различение октав при помощи цифровых индексов
Одной из важных особенностей буквенной системы является возможность различать звуки в разных октавах. Для этого используются цифровые индексы, которые добавляются к букве ноты.
Правила проставления индексов следующие:
- Звуки малой октавы обозначаются без индекса, например: C, D, E
- Звуки первой октавы получают индекс 1: C1, D1, E1
- Вторая октава - индекс 2: C2, D2, E2
- Третья октава - индекс 3: C3, D3, E3
Для обозначения очень высоких октав иногда используется и верхний индекс:
- Четвертая октава - C4, D4, E4
- Пятая октава - C5, D5, E5
Аналогично индексы проставляются и для обозначения диезов, бемолей, двойных альтераций в разных октавах. Например:
- Ля-диез первой октавы - A1is
- Ми-бемоль второй октавы - E2es
- До-дубль-бемоль четвертой октавы - C4eses
Таким образом, благодаря индексам, в буквенной системе можно точно и однозначно обозначать любые звуки во всем диапазоне музыкального звукоряда, не опасаясь путаницы между октавами.