"Золотой парашют" - что это? Какой самый большой размер "золотого парашюта"?

«Золотой парашют» – что это? Сравнительное новое для России понятие подразумевает выплату внушительной денежной компенсации топ-менеджеру в случае увольнения из компании по не зависящим от него самого причинам. В настоящее время немногие отечественные руководители могут похвастаться навыками грамотного расставания с сотрудниками. Пока еще мало компаний используют эту практику, считая ее чуждой нашему менталитету.

Увольнение «топа»

«Золотой парашют» – что это? Как гласит финансовый словарь «Финам», это компенсация, начисляемая высшему руководству акционерного общества при его слиянии. Кроме того, владельцы АО могут использовать материальное вознаграждение такого плана с целью предотвращения враждебного поглощения. При этом в официальные документы, регламентирующие функционирование акционерного общества, вносят изменения, согласно которым руководство получает солидные компенсации, крупные выходные пособия и т. п. в случае увольнения по инициативе нового владельца.

Проще говоря, «золотой парашют» при увольнении – это договор, заключаемый с топ-менеджером фирмы, предусматривающий выплату большой суммы денег при определенных условиях. При этом компенсация может выплачиваться единовременно либо ежемесячно в виде заработной платы даже после прекращения трудовых отношений. Альтернативный вариант – предоставление определенных льгот вроде пакетов акций или пенсионных выплат.

Рассматриваемое явление только зарождается в России. Еще пять-семь лет назад ни о каких компенсациях и речи не было. Нередко перед бонусными выплатами работодатель ставит условие, к примеру, не переходить на службу в конкурирующие компании на протяжении установленного периода.

Для чего это нужно?

Рассматриваемая компенсационная мера вводится главным образом для того, чтобы погасить недовольство увольняемого топ-менеджера. Кроме того, считается, что более чем солидные поощрительные выплаты предотвратят махинации внутри фирмы, такие, например, как вывод активов. Еще один важный момент: «парашют» обуславливает негативные последствия для той стороны, которая производит поглощение юрлица, и смягчает удар по увольняемым сотрудникам.

В странах Запада довольно распространена практика по включению пункта о компенсациях в случае досрочного прекращения трудовых отношений. Примечательно, что американские и европейские работодатели обеспечивают выходным пособием не только высшее руководство компании, но и представителей среднего звена.

Классификация

В зависимости от уровня сотрудника и размера выплат различают «золотые», «серебряные» и «жестяные» «парашюты». Первые предназначаются для руководителей, вторые – для менеджеров среднего звена, третьи – для ведущих специалистов и младшего менеджмента.

Размер «золотого парашюта» для топ-менеджера может переходить все мыслимые границы. Здесь все зависит от руководства компании и сферы деятельности. Так, самые большие «парашюты» «раскрываются» для финансистов и банкиров. К примеру, в США (именно там и зародилось подобное понятие) в печально известном 2008 году терпящие крах инвестиционные банки не смогли отказаться от установленных обязательств, поэтому даже банкроты выплачивали своим топ-менеджерам миллиарды долларов в качестве отступных.

Гигантские убытки банков побудили Конгресс США проголосовать за решение об ограничении компенсационных выплат и о полном пересмотре уровня зарплат высшего руководства.

А как у нас?

В России «парашютная» практика формировалась в очень нестабильных экономических условиях. Только в августе 2009-го поправки к закону «Об акционерных обществах» были внесены Федеральной службой по финансовым рынкам. В результате стали допускаться компенсации генеральным директорам и членам совета директоров, с которыми досрочно погашаются трудовые отношения. Понятно, что на сегодняшний день еще слишком рано говорить об идеальном в этом отношении законодательстве. Вот почему все еще существует ряд проблемных моментов, с которыми приходится сталкиваться организациям, решившим выдавать «золотые парашюты» топ-менеджерам.

Опираясь на российское законодательство, отметим, что в настоящее время «золотой парашют» является условием материальной компенсации в случае завершения трудовых отношений, которое прописывается в трудовом договоре или оформляется в виде дополнительного соглашения между сотрудником и работодателем. При этом компенсации выплачиваются в следующих случаях:

- увольнение по соглашению сторон, подписавших договор о найме (ст. 78 ТК РФ);

- увольнение в связи с сокращением штатов (ст. 81, п. 2 ТК РФ);

- ликвидация фирмы (ст. 81, п. 1);

- увольнение сотрудника по собственному желанию (ст. 80);

- смена собственника компании (действует также в отношении главного бухгалтера, руководителя и лиц, его замещающих; ст. 81, п. 4).

В реальности официальное оформление так называемых отступных в России встречается не так уж часто. В основном это происходит при увольнении иностранных сотрудников или отечественных специалистов высочайшего класса с опытом работы за границей. При этом стандартной российской проблемой является сложность в предоставлении материальной компенсации в связи с начислением заработной платы по так называемым серым схемам.

Что важнее, деньги или благодарность?

Нередко можно наблюдать такую ситуацию: руководство фирмы решает, что более не нуждается в услугах определенного топ-менеджера, поскольку курируемое им направление подлежит закрытию. Человеку при этом важнее получить не деньги, а уважительное отношение работодателя, поскольку он считает себя опытным и ценным специалистом. С такой проблемой пришлось столкнуться сотрудникам многих российских компаний в период кризиса 2008 года. Особенно в то время пострадали люди, занятые в сфере недвижимости и страхования.

Как обеспечить лояльность уволенного?

«Золотой парашют» – что это? Рассматриваемая компенсационная мера позволяет сохранить хорошее отношение уже бывшего сотрудника к компании, несмотря на то, по какой причине произошел разрыв трудового соглашения. При этом специалистами по персоналу производится тщательный анализ причин неудовлетворенности уволенного. Этот процесс является неотъемлемой частью работы над HR-брендом любой уважающей себя организации. Именно поэтому с каждым уходящим сотрудником проводится финальное интервью, по результатам которого выявляется его отношение к существующим трудовым условиям, заработной плате, коллегам, работодателю.

«Парашютный» шантаж

Каковы реальные причины того, что практика материальной компенсации не получила широкого распространения в России? Ответов на этот вопрос несколько. В первую очередь необходимо учитывать то, что большинство отечественных компаний находятся под управлением собственников, а «золотой парашют» минимизирует зависимость топ-менеджера от владельцев бизнеса. Отдавать свое дело в руки наемного руководителя и делать его независимым и финансово невыгодно, и психологически неудобно.

Кроме того, бытует мнение, что практика «золотых парашютов» при поглощении обуславливает эрозию акционерной стоимости компании не менее чем на двенадцать процентов, поскольку материально подстрахованные сотрудники не боятся потерять свое место, что нередко влечет за собой снижение их продуктивности.

Третья причина: при добавлении рассматриваемых материальных выплат в компенсационный пакет высшего состава собственники и акционеры повышают риск «парашютного» шантажа, если у них не выработан четкий механизм контроля и управления наемными сотрудниками.

«Золотой парашют» – что это? Если стороны играют по-честному, он становится стимулом для повышения эффективности трудовой деятельности. К примеру, собственник намеревается выставить компанию на продажу, но не уверен в результативности сделки. В целях капитализации он набирает команду профессионалов, каждому из которых обещает выплату материального вознаграждения в качестве гарантии получения дохода.

Описанный подход работает там, где люди не теряют лицо и не пытаются манипулировать друг другом.

Баснословные суммы

Самый большой «золотой парашют» «раскрылся» для Ричарда Фулда – бывшего генерального директора американского банка Lehman Brothers. После увольнения он стал богаче на триста миллионов долларов. Самый «дорогой» отечественный управленец – Владимир Стржалковский – экс-генеральный директор компании «Норильский никель». Его кошелек пополнился на сто миллионов долларов. Второе место занял бывший президент «Уралкалия» Денис Морозов. Ему было выплачено около семи миллионов долларов. На третьей ступени расположился Александр Провоторов. Экс-директор «Ростелекома» получил двести миллионов российских рублей в качестве отступных.

Реакция президента. Закон «О «золотых парашютах»

Споры о размере материальной компенсации, которую получил А. Провоторов, не утихали долгое время. На фоне полемики на эту тему многими депутатами отмечалось, что ограничение «золотых» парашютов станет целесообразной мерой в сложившихся экономических условиях. Инициатива была одобрена Владимиром Путиным. В результате в мае 2013 года в Госдуму был внесен проект закона об ограничении выплат топ-менеджерам при увольнении. В марте 2014-го он был одобрен Советом Федерации. Теперь «золотые парашюты» для чиновников не могут быть более трех их зарплат. Кроме того, Трудовой кодекс пополнился статьей, в которой отмечается, что компенсационные выплаты не могут получать лица, уволенные на основании дисциплинарных взысканий или по причине виновных действий.

Важно

Нормы нового закона и поправок к ТК распространяются на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных компаний и корпораций, ГУПов и МУПов, а также фирм с участием муниципалитета или государства.

Комментарии