Владимир Наумов: биография, фильмы, личная жизнь
Прекрасный, воспетый поэтами, город на Неве, 1927 год. Именно в это время в семье известного оператора Наума Соломоновича Наумова-Стража и его очаровательной и талантливой супруги, актрисы и преподавателя ВГИКа Агнии Бурмистровой, родился сын Владимир.
Обречён на успех
Мальчик с детских лет был обречён на успех, ведь он воспитывался в атмосфере постоянных съёмок, обсуждений сценариев и репетиций. Знаменитые актёры, фильмы с участием которых заставляли плакать и смеяться весь советский народ, были для Владимира тётями и дядями, которые с удовольствием возились со смышлёным малышом и прочили ему великое будущее. Владимир Наумов, биография которого уже изначально была предопределена, не подвёл ожидания близких, он с блеском закончил режиссёрский факультет ВГИКа и стал ассистентом своего учителя Савченко на фильмах "Тарас Бульба" и "Третий удар".
На съёмках он познакомился с Аловым, творческий союз с которым принесёт в будущем ему мировую славу. Во время съёмок случилась трагедия, и главный режиссёр скоропостижно скончался, Наумов стал во главе группы и сумел с блеском закончить картину, которая сразу полюбилась многомиллионной зрительской аудитории.
Алов и Наумов
После столь удачного дебюта Наумов стал очень востребованным, его избирают руководителем студии "Союз". Он вместе со своим соавтором Аловым приступает к съёмкам эпических революционных фильмов. Эта тема была в те времена очень востребованной и почти все известные режиссёры обратились к революционной тематике, однако не всем удавалось снимать так реалистично и в то же время с такой романтичной ноткой, как это сумели сделать Александр Алов и Владимир Наумов.
Картина "Как закалялась сталь" получилась истинным шедевром, вошедшим во все мировые антологии киноискусства. Всем известное произведение зазвучало по-новому, прекрасный выбор молодых талантливых актёров сделал этот фильм истинно народным. Творческий тандем набирал обороты, фильмы Владимира Наумова ждали с нетерпением, перед кинотеатрами выстраивались километровые очереди. Это и есть истинное народное признание.
Всеобщее признание мастера
За рубежом режиссёры стали известными после картины "Мир входящему". Критики очень благосклонно отнеслись к советским режиссёрам, фильм получил большое количество международных наград и призов.
Несмотря на такую славу и понимание со стороны советских властей, Владимир Наумов остался настоящим мастером, далёким от политики и снимающим то, что считает нужным. Доказательством этому служит экранизация Достоевского "Скверный анекдот" с Евстигнеевым в главной роли. Фильм оказался очень реалистичным и чиновники от кинематографа посчитали его бунтарским и антисоветским. Долгое время картина пролежала на полке, лишь в 1987 году она увидела свет и была по достоинству оценена зрителями. Владимир Наумов проявил себя как истинный мастер психологического фильма, будь то экранизация известного произведения или просто современный сценарий. Его герои получаются яркими и запоминающимися, трагизм ситуаций всегда оказывается столь жизненным, что в экранных героях зрители зачастую узнают себя.
"Бег"
Самой знаковой в судьбе тандема стала экранизация известного романа М. Булгакова "Бег". Надо сказать, что Булгаков в те времена особо не приветствовался, его почти не издавали, и по стране гуляли слепые копии отпечатанного от руки романа "Мастер и Маргарита". Поэтому смелое решение снимать фильм о белогвардейцах, которые показаны обычными русскими достойными людьми с их страданиями, любовью к родине, идеалами и жизненными трагедиями, было своего рода вызовом.
Творческий коллектив актёров был подобран идеально, на съёмочной площадке творилось таинство великой литературы. Обычные шаблоны были забыты, ведь белогвардейцы представлялись эдакими бандитами, угнетающими и уничтожающими своих соотечественников. Главная трагедия целого поколения блестящих офицеров, ставших игрушками режима и революции, заставляет плакать и смеяться. Премьера фильма была сродни взрыву бомбы. Режиссёр Владимир Наумов полностью перечеркнул заезженные стереотипы советского кинематографа и вышел на другой уровень мастерства.
"Легенда о Тиле"
Самое главное в союзе двух единомышленников было желание создавать кино для всех, но не обычные фильмы и экранизации, а в каждой новой картине всё больше раскрывалась личность самих режиссёров. "Легенда о Тиле" была экранизирована впервые, до Наумова никто не задумывался об интереснейшей сюжетной линии великого произведения. Молодёжь по достоинству оценила эту картину, и фильм стал очень востребованным. Старшее поколение, помнившее революционные патриотические фильмы Алова и Наумова, отнеслось к картине более прохладно и обвинило режиссёров в заигрывании с Западом и создании несоветских, идеологически выдержанных фильмов, однако это никак не повлияло на творческие планы, ведь впереди уже был "Тегеран-43". Владимир Наумов, биография которого богата интересными значимыми свершениями, работал над фильмом с особым интересом, он уже был опытным режиссёром, и ему хотелось новаторских идей и оригинального подхода к известной теме.
"Тегеран-43"
Проблемы личности в мировой истории и возможности отдельного человека повлиять на ход истории обычно не поднимались советскими режиссёрами, ведь с детства о человеке говорилось как о винтике в огромной государственной машине. Личностные качества не приветствовались, и поэтому фильм "Тегеран-43" можно считать первым в целом ряде картин по этой теме.
Постоянные скачки во времени, параллельные сюжеты, историческая тема и совершенно непривычный подбор актёров сделали эту картину шедевром кинематографического искусства. Юная Белохвостикова и Ален Делон смотрелись как существа с другой планеты, фильм завораживал ещё и тем, что история была невымышленная, существовали прототипы главных героев. Это была абсолютная победа.
Муза
Режиссёр Владимир Наумов создал фильм на века, его до сих пор с интересом смотрят люди разных возрастов. Вторая жена Владимира Наумова, Наталья Белохвостикова, стала музой режиссёра. Кроме исключительной красоты, молодая актриса обладала недюжинным талантом и чутьём, многие сцены она играла так, как считала нужным, и впоследствии Владимир соглашался с видением своей супруги. Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов представляли собой идеальную пару двух талантливых людей, полностью дополняющих друг друга. Невозможно перечислить все титулы и награды, которые они получили за своё творчество. Постоянная муза режиссёра всегда привносила в совместные работы новые нюансы, от этих интересных находок фильмы становились ещё интересней. Алексей Наумов, сын Владимира Наумова от первого брака с известной актрисой Эльзой Леждей, не пошёл по стопам отца, он стал художником и со временем приобрёл большую славу как на родине, так и за рубежом. Во втором браке у Наумова родилась дочка, которую по настоянию отца назвали в честь матери Натальей.
Вообще неожиданная встреча именитого маэстро и юной девушки доказывает любовь с первого взгляда и то, что браки заключаются на небесах. Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов познакомились в самолёте, когда режиссёр летел представлять свою картину на очередной фестиваль, оказалось, что Наталья тоже туда направляется в качестве номинированной на премию исполнительницы главной роли в фильме "У озера".
Семейное счастье
Они получили каждый свои премии, и отношения стали стремительно развиваться. Многие отговаривали 18-летнюю Наталью от этого брака, однако она твёрдо стояла на своём и оказалась права. Их семья получилась крепкой, и они прожили очень счастливо много лет, вплоть до смерти режиссёра. Владимир Наумов, биография которого изначально была предопределена, оставил неоценимый след в российском кинематографе, его фильмы живы и поныне вызывают восторг зрителей.