Описание памятника Минину и Пожарскому. История создания и автор памятника Минину и Пожарскому в Москве
Историю страны, народа невозможно уместить на скудных страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий – памятников архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и великих личностей. Об одной такой композиции, ставшей визитной карточкой Москвы, мы и поговорим в данной статье.
Народные герои
Внешний вид памятника
Характеристика образов
Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ – не только современников, но и будущие поколения – отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.
Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.
Первый барельеф
Второй барельеф
Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.
Историческая основа
А теперь несколько слов о том, по поводу чего был установлен памятник Минину и Пожарскому. Москва начала далёкого XVII века. Смутные времена, как прозвали их в истории России. После смерти Ивана Грозного и Бориса Годунова страна, ослабленная боярскими интригами за престол и власть, представляла собою лакомый кусочек для врагов: Речи Посполитой, шведов и немцев. И хотя первое их нашествие, во главе с Лжедмитрием, окончилось поражением, мир и покой не пришли на русскую землю. 1610 год стал переломным в этой борьбе. Когда при «семибоярщине» перед поляками были распахнуты ворота Москвы и подписано соглашение призвать на царство Владислава Сигизмундовича, Минин и Пожарский сплотили народ, организовали ополчение и спасли Отечество. Первый собирал средства для войска русского, второй возглавил русский люд, повёл на борьбу. Около 3 лет напряжённой войны увенчались победой русского оружия. Россия была спасена.
История памятника
Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем – обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!