Волга 3105: история и особенности уникального автомобиля
Автомобиль ГАЗ-3105 был настоящей сенсацией, когда впервые предстал перед общественностью в 1990 году. Это была совершенно новая модель легендарной «Волги» с дизайном, оснащением и техническими характеристиками, невиданными до этого в советском автопроме.
Разработка этой машины началась еще в конце 1980-х как часть нового модельного ряда GAZ-3100. Первоначально планировалось 3 модели: базовая GAZ-3103, средняя GAZ-3104 и флагманская GAZ-3105. Последняя изначально задумывалась как настоящий автомобиль премиум-класса отечественного производства.
Тем не менее, в итоге ГАЗ-3105 так и остался единственным представителем этого «семейства». Всего было выпущено около 55 автомобилей до того, как проект закрыли из-за чрезмерной стоимости.
Футуристический дизайн
Внешний вид ГАЗ-3105 выделялся на фоне других советских автомобилей своим футуристическим дизайном. Кузов имел аэродинамическую форму с коэффициентом лобового сопротивления всего 0,3 Сх. Боковое остекление дверей было разделено на две части - верхняя поднималась, а нижняя была неподвижной.
Внешность ГАЗ-3105 ассоциировалась у советских граждан с машинами из будущего. Дизайн напоминал такие иномарки, как Audi 100 C3, Lancia и даже Citroen. Для простых автолюбителей эта «Волга» казалась инопланетным кораблем, случайно попавшим в СССР из далекого будущего.
Серийные образцы стали появляться с 1992 года. Их собирали вручную в единичных экземплярах. Новый дизайн «Волги» привлекал внимание как в СССР, так и за границей. ГАЗ-3105 демонстрировали на выставках вплоть до 1996 года, несмотря на коммерческий провал модели.
Полный привод и мощный мотор V8
Одной из главных особенностей «Волги» ГАЗ-3105 стал полный привод, реализованный впервые в истории завода не ради улучшения проходимости, а для повышения управляемости автомобиля. Полноприводная трансмиссия объединяла в себе МКПП, главную передачу и межосевой дифференциал. Такая конструкция отличалась компактностью и вкупе с независимой подвеской увеличивала внутреннее пространство салона.
Силовым агрегатом ГАЗ-3105 стал новый алюминиевый двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра. Он развивал относительно небольшую по современным меркам мощность в 170 л.с., зато обладал внушительным крутящим моментом. Мотор отличался надежностью и высоким потенциалом для форсировки.
Просторный и комфортабельный салон
"Волга 3105" удивляла не только снаружи, но и внутри. Просторный салон отличался высоким уровнем комфорта, необычным для отечественных автомобилей того времени.
- Комплектация включала отделку натуральной кожей и вставками из дерева.
- Передние кресла обладали многопозиционной регулировкой и функцией подогрева.
- Рулевая колонка регулировалась по высоте и вылету.
Оснащение салона по последнему слову техники впечатляло:
- Электроприводы стеклоподъемников
- Штатный климат-контроль
- Бортовой компьютер
Подобное оснащение в 1993 году можно было встретить разве что в самых дорогих иномарках премиум-класса.
Богатое оснащение по последнему слову техники
Для своего времени "Волга 3105" обладала поистине футуристическим оснащением, которое можно было встретить лишь на самых дорогих иномарках.
Автомобиль комплектовался множеством передовых на тот момент систем и опций:
- Антиблокировочная система тормозов (ABS) устанавливалась даже в базовой комплектации
- Электронная система курсовой устойчивости повышала безопасность и управляемость
- Климат-контроль автоматически поддерживал заданную температуру в салоне
Особо стоит отметить системы активной безопасности:
- Ассистент экстренного торможения для предотвращения столкновений
- Адаптивный круиз-контроль с функцией движения в пробке
- Система слежения за «слепыми» зонами
Также "Волга 3105" могла похвастаться мультимедийной системой с сенсорным экраном, навигацией и интеграцией со смартфонами. Для отечественного автопрома 1993 года это были невиданные технологии.
Ручная сборка мелкими партиями
В отличие от других моделей Горьковского автозавода, "Волга 3105" собиралась вручную небольшими партиями.
Такая технология производства обуславливалась рядом факторов:
- Отсутствие конвейера для мелкосерийной модели
- Высокая стоимость автоматизации процесса
- Необходимость высокой точности сборки
Ручная сборка позволяла:
- Добиться премиального качества
- Избежать брака
- Осуществлять строгий контроль каждого этапа
Всего было выпущено около 55 экземпляров "Волги 3105". Каждый автомобиль проходил тест-драйв специально обученными водителями перед передачей заказчику.
Неподъемная цена для советских граждан
Несмотря на все достоинства, "Волга 3105" обладала одним существенным недостатком - чрезвычайно высокой ценой, неподъемной для рядовых советских граждан.
В 1993 году эта модель предлагалась по цене около 80 000 долларов США. Для сравнения, стоимость других отечественных автомобилей составляла:
- ГАЗ-31029 - 36 млн рублей
- ГАЗ-3102 - 50 млн рублей
Таким образом, "Волга 3105" была дороже своих собратьев более чем в 5 раз!
За 80 000 долларов в 1990-х годах можно было купить:
- Новый Мерседес S-класса
- БМВ 7-й серии
- Ауди A8
По сути, ГАЗ позиционировал свой автомобиль как конкурент ведущим немецким премиальным маркам. Однако по карману такая «Волга» была лишь узкому кругу советской номенклатуры.
Даже государственные учреждения не решались приобретать столь дорогой отечественный автомобиль, что и предопределило провал модели 3105 на рынке.
Несостоявшийся автомобиль премиум-класса
"Волга 3105 " изначально задумывалась как автомобиль премиум-класса, призванный конкурировать с лучшими мировыми образцами.
Ряд особенностей выделял эту модель среди других отечественных авто:
- Футуристический дизайн в духе западных прототипов
- Мощный и тихий V8 объемом 3,4 литра
- Полный привод и независимая подвеска
Однако в реалиях 1990-х годов "Волга 3105" так и не смогла занять нишу премиального автомобиля по ряду причин:
- Недостаток финансирования для серийного выпуска
- Отсутствие культуры вождения и обслуживания подобных авто в СССР
- Нехватка квалифицированных кадров
Тем не менее, эта модель навсегда вошла в историю как попытка вывести отечественное автостроение на качественно новый уровень.
Попытка государственной поддержки проекта
Несмотря на высокую цену, российские власти предприняли попытку поддержать проект ГАЗ-3105, заказав небольшую партию автомобилей.
В 1993 году Правительство РФ разместило заказ на 5 экземпляров "Волги 3105". Это была чисто символическая мера, которая фактически никак не повлияла на судьбу модели.
Тем не менее, госзаказ показал, что руководство страны:
- Заинтересовано в развитии отечественного автопрома
- Готово поддерживать перспективные разработки
- Рассматривает "Волгу 3105" как автомобиль будущего
К сожалению, масштабнее проявить поддержку государство не смогло в сложных экономических условиях 1990-х. Тем не менее, сам факт заказа имел большое символическое значение.
Отсутствие спроса и свертывание конвейера
Несмотря на инновационность модели ГАЗ-3105 и ее очевидные достоинства, в начале 1990-х годов в России просто не было спроса на дорогие отечественные автомобили премиум-класса по цене более 200 миллионов рублей. По сути, ГАЗ-3105 оказался в ситуации полного отсутствия рыночной ниши.
- Первоначально планировалось, что ГАЗ-3105 займет место представительского автомобиля высшего эшелона власти на месте снятой с производства «Чайки». Однако новые политические реалии 1990-х сделали эту концепцию неактуальной.
- Простые граждане не могли себе позволить столь дорогую машину даже с учетом ее выдающихся характеристик и оснащения.
Попытки государства поддержать производство (закупив всего 5 штук ГАЗ-3105) никак не помогли ситуации. К 1996 году стало очевидно, что конвейерное производство модели нецелесообразно в сложившихся экономических условиях. Было принято решение о прекращении серийного выпуска ГАЗ-3105 и переходе на более доступные модели типа ГАЗ-3110.
Наследие: влияние на последующие модели Волги
Хотя серийное производство ГАЗ-3105 и было свернуто в середине 1990-х годов, эта модель оказала значительное влияние на дальнейшее развитие линейки «Волга» и некоторые последующие разработки Горьковского автозавода. Несмотря на коммерческий провал, в плане инженерных решений и дизайна ГАЗ-3105 был во многом этапным для отечественного автопрома.
- Ряд технических решений, примененных в конструкции ГАЗ-3105 (в частности, компоновка силового агрегата), были использованы при создании более доступной ГАЗ-3110.
- Дизайн экстерьера и отдельные элементы интерьера ГАЗ-3105 повлияли на стилистику модели 3111.
Более того, передовые на то время технологические и конструкторские решения, реализованные в ГАЗ-3105, позволили инженерам ГАЗа накопить бесценный опыт, который активно применялся в дальнейшем при создании новых моделей. Можно сказать, что «Волга 3105 » стала своеобразной экспериментальной лабораторией, площадкой для инноваций, которые впоследствии внедрялись в серийное производство.
Так что, несмотря на коммерческий провал как отдельной модели, ГАЗ-3105 оказал позитивное влияние на развитие всего семейства «Волга» и отечественного автомобилестроения в целом.
Сохранившиеся экземпляры ГАЗ-3105 сегодня
Сегодня ГАЗ-3105 является настоящей раритетной редкостью. За все время его производства было выпущено около 55 экземпляров этой модели. И лишь небольшая их часть сохранилась до наших дней.
Большинство уцелевших ГАЗ-3105 находятся либо в собственности энтузиастов и коллекционеров, либо в музеях и автосалонах. Сохранность таких машин различна: от полностью непригодных к эксплуатации до практически «новых» в отличном состоянии.
Цены на сохранившиеся ГАЗ-3105 крайне высокие. Даже неисправные экземпляры оцениваются коллекционерами минимум в $15-20 тысяч. Полностью рабочие машины могут стоить порядка $50 000 - $80 000.
Некоторые сохранившиеся ГАЗ-3105 до сих пор находятся в рабочем состоянии и периодически демонстрируются их владельцами на различных автомобильных слетах и фестивалях ретро-техники. Присутствие на таких мероприятиях столь редкого автомобиля всегда привлекает повышенное внимание зрителей и ценителей ретро-автомобилей.
- Наиболее известные из ныне сохранившихся экземпляров ГАЗ-3105:
- Автомобиль из коллекции АВТОВАЗа (Тольятти).
- Машина из музея Горьковского автозавода (Нижний Новгород).
- Экземпляр, находящийся в частной коллекции в Сергиевом Посаде (в рабочем состоянии).
Легендарный автомобиль в истории отечественного автопрома
Несмотря на свой коммерческий провал, ГАЗ-3105 по праву можно назвать легендарной моделью в истории отечественного автомобилестроения. Эта машина стала во многом новаторской и этапной для российского автопрома того периода.
Во-первых, ГАЗ-3105 продемонстрировал, что российские инженеры способны создавать абсолютно конкурентоспособный автомобиль премиум-класса, ничуть не уступающий зарубежным аналогам.
Во-вторых, эта модель стала важной вехой в развитии всего автомобильного семейства «Волга», заложив фундамент для последующих моделей.
Наконец, опыт создания ГАЗ-3105 дал колоссальный объем бесценных знаний и навыков отечественным автоинженерам, что сыграло положительную роль в развитии российского автомобилестроения на многие годы вперед.
Так что ГАЗ-3105, безусловно, вошел в историю как прорывная легендарная разработка советского/российского автопрома начала 1990-х годов.
Причины провала модели на авторынке 1990-х годов
Модель ГАЗ-3105 изначально позиционировалась как автомобиль премиум-класса, призванный заменить лимузин «Чайка». Однако установленная на нее цена в 250 миллионов рублей (примерно 80 000 долларов) сделала ее практически недоступной для большинства покупателей.
Даже по меркам 1990-х годов это была астрономическая сумма. За нее можно было купить несколько «Волг» ГАЗ-31029 или импортный автомобиль уровня Mercedes-Benz W140. При этом с точки зрения оснащения и качества ГАЗ-3105 значительно уступал зарубежным аналогам.
Попытка государства стимулировать продажи, заказав 5 автомобилей, не возымела успеха. Снизить цену также не представлялось возможным из-за высокой себестоимости производства. В итоге конвейер ГАЗ-3105 был свернут после выпуска всего 55 экземпляров.
Таким образом, ГАЗ-3105 так и не смогла стать «автомобилем для народа», как планировалось изначально. Ее основными недостатками, предопределившими провал, стали чрезмерно высокая цена, малая доступность и отсутствие реального спроса на массовом рынке.
Что было бы, если: альтернативная история ГАЗ-3105
Модель ГАЗ-3105 могла бы стать по-настоящему революционной для отечественного автопрома, если бы ее судьба сложилась иначе. Представим себе альтернативный сценарий, при котором «Волга 3105 » действительно завоевала популярность и заняла нишу премиум-седана.
Во-первых, ключевым моментом могло стать снижение цены или использование другой ценовой политики. Например, изначально автомобиль мог бы продаваться только государственным структурам, постепенно расширяя доступность для частных лиц.
Также стоимость ГАЗ-3105 можно было снизить за счет локализации производства, то есть замены импортных узлов и агрегатов на отечественные аналоги при сохранении общего уровня качества.
Еще одним вариантом мог стать поэтапный выход на рынок: сначала выпуск ограниченной партии элитных автомобилей для высшего руководства, а затем выход на массовый рынок упрощенной и более доступной по цене модификации.
Сотрудничество с иностранными производителями
Перспективной стратегией развития ГАЗ-3105 могло бы стать налаживание партнерских отношений с известными зарубежными автоконцернами. К примеру, совместный проект с Mercedes позволил бы обеспечить соответствие мировым стандартам качества и повысил бы престиж новой «Волги» в глазах потребителей.
Производство хотя бы части комплектующих на мощностях Mercedes или БМВ также благоприятно сказалось бы на имидже отечественной модели, при этом снизив производственные издержки.
Успешное продвижение бренда
Немаловажную роль сыграло бы и активное продвижение нового бренда «Волга» как символа российского автопрома. Эффектная рекламная кампания с участием знаменитостей, яркие презентации, автопробеги по городам страны – все это поспособствовало бы повышению узнаваемости и востребованности ГАЗ-3105.
В результате, при оптимальном стечении обстоятельств, «Волга 3105 » могла бы повторить коммерческий успех легендарной «Чайки» и на долгие годы закрепиться в сегменте премиум-автомобилей, подняв престиж всего российского автопрома.
Конечно, это лишь гипотетические рассуждения о том, как могла бы сложиться судьба легендарной «Волги» в альтернативной реальности. Но даже сам факт появления столь амбициозного проекта в трудные 1990-е годы заслуживает уважения и восхищения.
Заключение
ГАЗ-3105 - это уникальная модель автомобиля «Волга», разработанная в конце 1980-х годов. Это был переднеприводный седан с двигателем V8 и полным приводом - настоящая революция для советского автопрома. Машина отличалась футуристическим дизайном, богатым оснащением, комфортабельным салоном. Но из-за слишком высокой цены так и осталась прототипом - всего было выпущено около 55 экземпляров. Тем не менее, ГАЗ-3105 вошел в историю как самая стильная и технологичная «Волга».