Слово-палиндром. Слова-перевертыши

Издревле людей привлекало все волшебное, необъяснимое. Завораживало отражение предметов в зеркале, привлекала симметричность, которая часто проявляется в природе. С возникновением письменности появилась новая стезя для больших и маленьких открытий – завораживающая симметрия цифр, букв и знаков. Первоначально этому явлению придавался сакральный смысл. Некоторые люди старались давать своим детям имена, которые читались одинаково с обеих сторон: Алла, Анна, Лол, Нафан - считалось, что это приносит счастье. Древние славянские руны записывались по кругу или в виде пятиконечной звезды, их можно было прочитать с любой буквы и это придавало им особое, магическое значение. Буквосочетания, числа, знаки, слова, которые можно было прочитать в нескольких направлениях, люди договорились называть палиндромами.

Вербальные палиндромы

Палиндром (от греч. - "бегущий обратно") - это слова, тексты или некие словесные построения, которые одинаково (или с некоторыми допустимыми отклонениями) читаются по буквам с обеих сторон. Слова-перевертыши довольно часто встречаются в русском языке. Чаще всего это существительные, несущие в себе серьезную семантическую нагрузку: поп, казак, радар, комок, топот, наган и т. д. Такая же картина наблюдается и в других языках - китайском, удмуртском, татарском, испанском, немецком, французском. Из палиндромов создаются литературные произведения: стихи, поэмы, даже романы.

Прямоход и ракоход

Прямым текстом палиндрома называется такой, который читается в соответствии нормальным для данной письменности порядком чтения. Во всех видах латинского и кириллического письма направление слева направо именуется прямоходом, а обратный, справа налево - реверсом, или ракоходом. В XVII-XVIII веках в России фразы и слова-перевертыши назывались "рачьими стихами" и чаще всего носили шуточный характер. Позже в русской языковедческой практике палиндром стал именоваться перевертнем (по В. Хлебникову), однако при строгом рассмотрении эти словесные построения все-таки различаются. Синонимами термина "палиндром" также являются понятия "амфирифма" (В. Рыбинский) и "саморифма" (С. Кирсанов). Всем известен палиндром-афоризм Валерия Брюсова: "Я - арка края".

Монопалиндром и многострочный палиндром

Палиндромы записывают прозой или в форме стиха, т. е. разбивают на строки. Фразы-перевертыши ни стихом, ни прозой не являются, их можно отнести к афоризмам: "Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум".

Иногда слово-палиндром употребляется в заглавии литературного произведения. Например, книга стихов А. Вознесенского получила название "Аксиома самопоиска", а повесть В. Набирковой – "Ад как Да аД как дА". Если палиндром разбивается на строки, то подобное стихотворение может иметь форму монопалиндрома, то есть структуры, которая читается туда и обратно не построчно, а с конца до самого начала.

  • Ной и вера – шанс у Сиона
    Но Иисус на шаре – Вийон. (Дмитрий Авалиани.)

Бывают многострочные палиндромы, у которых каждая строка – перевертыш:

  • Ад – жажда!
    Ад – жар, вражда!
    Ад гонит иногда. (Владимир Гершуни.)

Такое стихотворение является перевертнем в самом строгом понимании этого термина.

Ось палиндрома

Некоторые исследователи классифицируют палиндромы по степени сложности. Для этого в практику изучения ввели понятие "палиндромическая ось" или "ось перевертня". Это воображаемая линия, которая проходит по буквам или между ними и делит текст-палиндром на две части так, чтобы буквы одной части являлись своеобразным реверсом другой его части. Например, слово-палиндром "Атаказаката", придуманное В. Брюсовым, имеет осевую букву "з". В строке Велимира Хлебникова "Сетуй, утес" ось перевертня проходит по букве "й". Исследователи считают, что введение в обиход зрительного понятия "ось" доказывает, что палиндромы – особые произведения словесно-изобразительного искусства.

Точные и неточные палиндромы

Точный палиндром читается в обе стороны абсолютно одинаково. К таким относится, например, слово-палиндром "казак" или фраза Ладыгина Николая "Мат и тут и там". Самая высокая степень точности предполагает, что в обратном чтении сохраняется не только полная буквенная идентичность, но и места пробелов между словами. Строгий стиль палиндромического построения допускает некоторые вольности. Так, возможны несовпадения пробелов, прописных и заглавных букв и неразличение на письме "ё" и "е".

В палиндромах, написанных вольным стилем, допускаются неточности ракохода, переносы слов и однобуквенные строки. Могут опускаться знаки мягкости и твердости (Ъ, Ь), буквы "Й", "Щ" заменяться на "И", "Ш". Возможны удвоения букв. Существуют и звуковые палиндромы, в которых учитывается только произношение. В них не различаются "О" и "Ё" после шипящих, "О" и "А" под ударением и без. Таким является афоризм Григорьева Виктора Петровича: "Сам дошел и доведи лошадь масс". Бывают буквенно-цифровые палиндромы, в которых цифра "0" совпадает с буквой "О", "3" = "З", а "4" = "Ч".

Лексический коэффициент (ЛК)

Термин "лексический коэффициент" в применении к палиндромам ввел А. Д. Эрлих. Он является показателем новаторства и уникальности палиндромного образования. Коэффициент Эрлиха - это отношение общего количества букв в словесном построении к числу слов в нем. При подсчете не учитываются однобуквенные слова: предлоги "в", и "с", союзы "и", "а" и так далее. Таким образом, по своим эстетическим качествам палиндром В. Рыбинского (ЛК-5,6) "Водоход доходов неведом моде вен" выше, чем двустишье Павла Нагорских (ЛК-3,4) "Лит ум да лик и лад мутил // Мат, их носи и сон хитам…"

Невербальные палиндромы

В широком смысле палиндром может иметь и невербальную форму. Например, встречаются палиндромы-числа, которые с конца читаются так же, как и сначала. В математике существует операция "перевернуть и сложить", суть которой заключается в том, что складывая исходное десятичное число с его перевернутой копией вы можете получить палиндром: 56 + 65 = 121; 521 + 125 = 646. Палиндромы-числа обладают особой магией, разгадать которую стремятся некоторые ученые-математики.

"Перевертыши" наблюдаются биологами в структурах нуклеиновых кислот: общее число палиндромов в человеческом геноме достигает 1 млн. В музыке встречаются произведения, которые можно играть бесконечно. Примерами таких пьес являются "Путь мира" Мошельса, "Застольная мелодия для двоих" Амадея Моцарта. Сначала произведение играется в обычном порядке, затем ноты переворачиваются, но музыка от этого не меняется, и где верх, а где низ в нотной записи этой композиции определить невозможно. Палиндромические парадоксы привлекают людей самых разных отраслей знаний, и открытия в этой области всегда удивительны и непредсказуемы.

Палиндромы в истории

Палиндромы появились очень давно. Самый древний из сохранившихся перевертышей написан на латыни и датирован 4-м в. н. э. Это предложение Sator Arepo tenet opera rotas, что в переводе означает: "Сеятель Арепо с трудом держит колёса". Интересно, что записывалась эта фраза в квадратной форме:

  • S A T O R
    A R E P O
    T E N E T
    O P E R A
    R O T A S.

Древний палиндром читается четырьмя разными способами: по горизонтали и вертикали, направо и налево. Древние наделяли квадрат магическими свойствами. Считалось, что волшебные слова могут защитить от недугов и болезней, а также от злых духов. В Древнем Риме квадраты с этой загадочной фразой вырубались на стенах дворцов и храмов. В средние века палиндром изображался на стенах христианских церквей.

В древнем Китае также были образцы палиндромического стихосложения. Многие исследователи отмечают, что предложения-палиндромы наделялись заговорно-молитвенными свойствами, а затем использовались в качестве заклятий. Например, "оборачиваемую" фразу "УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ" произносили для того, чтобы восторжествовала справедливость. Народные пословицы тоже иногда имели палиндромическое построение "Аки лев и та мати велика". Древнейший русский палиндром употребляли скоморохи для привлечения зрителей во время своих выступлений: "На в лоб, болван!"

Русские палиндромы

Существует мнение, что в русском языке сложно создавать палиндромы. Мол, ничего интересного не получается. Однако если поискать, то и в родном языке найдутся слова-перевертыши, а иногда и целые предложения. Многим известны палиндромичные фамилии, имена, слова из текстов или речи, например: Анна, Тит, Нафан, Алла, Аза, Тот, Аникина, Анизина, Кутук, Водоходов, Нилин, Низин, Волов, Кувук, Волоколоколов, Анеена, Анина, Гог, Юю, Нитин, Нивин, Никин, Анисина, Анилёлина, Анилилина и так далее. Существует также множество простых слов и союзов: тут, или, доход, коток (кот), колок, шалаш, топот, довод, потоп, казак, кабак, кок, око, еле-еле, ещё-ещё и тому подобное. Таким образом, и в русском языке встречаются палиндромы. Примеры предложений и фраз:

  • Аргентина манит негра.
  • Около Миши молоко.
  • Умер, и мир ему.
  • Лезу на санузел.
  • У дуба буду.
  • Морда казака за кадром.
  • "Пустите!" - Летит супу миска Максиму. - "Пустите, летит суп!"

Палиндромы для детей

Фразы и слова, читаемые в обоих направлениях, обязательно заинтересуют ребят. Они обязательно оценят волшебство, которое таят в себе палиндромы. Примеры для детей:

  • На доме чемодан.
  • Он ест сено.
  • Лёша на полке клопа нашёл.
  • Коту тащат уток.
  • Ешь немытого ты меньше!

Можно поиграть с ребятами в игру "Придумай свои палиндромы". Это довольно просто. Попробуйте взять простое слово "Аз" и добавить к нему букву "А". Получится простое слово-палиндром "Аза". Потом добавить еще раз буквы "за" получится "Аза-за". Если бесчисленное количество раз повторять "-за" , то палиндром станет бесконечным "Аза-за, -за, -за...-за". Можно усложнить задачу. Например, можно обратить внимание на слово "Удав". Если прочитать наоборот получится "в Аду". Вот и родился палиндром: "Удав в Аду". Подобные занятия тренируют память, стимулируют области мозга, которые отвечают за распознавание букв и составление слов из них. У ребят развивается нестандартное мышление, которое очень пригодится им в жизни. Слова-перевертыши для детей - это знакомство с возможностями родного языка в игровой форме.

Современные эксперименты

Авторские палиндромы появились в XVII веке, во время возникновения силлабической поэзии. В русском языке до ХХ века наиболее известными являются палиндромы-фразы Державина Гавриила Романовича: "Я иду с мечем судия", "Я разуму уму заря". В ХХ веке различные эксперименты в области стихосложения привели к возникновению интересных палиндроматических форм. Русские поэты В. Брюсов и В. Хлебников старались привнести в палиндромы эстетическое начало. В середине прошлого века А. Вознесенский пытался соединить палиндромическую технику с визуальностью.

Современными палиндромистами являются Д. Авалиани, В. Гершуни, Б. Гольдштейн, А. Бубнов, Г. Лукомников. В последние годы поэты стремятся соединить в палиндромах элементы сращивания слов и зауми (отказ от элементов естественного языка), что придает текстам своеобразное интонирование (С. Бирюков, С. Сигей).

В разных языках по-разному изучают палиндромы. Создаются неологизмы, проводятся необычные по форме и содержанию эксперименты. Самое длинное употребляемов в повседневной речи слово – палиндром saippuakauppias, что в переводе с финского языка означает "продавец мыла". В нашей родной речи можно создавать оригинальные палиндромные построения - это занятие будет полезно и детям, и взрослым. Дерзайте, и у вас все получится!

Комментарии