Длина моста через Керченский пролив еще точно не известна. История, настоящее и будущее моста через Керченский пролив

Проектирование моста на побережье Таманского полуострова через Керченский пролив получило новый импульс сразу же после воссоединения Крыма с Россией. Когда новый транспортный переход будет введен в строй, он напрямую свяжет Краснодарский край с Крымом. Максимально сжатые сроки отведены на проектно-изыскательские работы и на само строительство. Пока точно не известно, какой будет длина моста через Керченский пролив. Вероятно, транспортный коридор в 2 раза превысит размеры аналогичного сооружения 1944 года. Современная мостовая переправа значительно ускорит развитие в регионе туризма и сельского хозяйства.

Мост через Керченский пролив. Фото проекта

Проекты сооружения транспортного перехода были представлены вниманию специалистов Министерства транспорта РФ и участников межведомственной комиссии. Один из новых объектов транспортной инфраструктуры Крыма — двухуровневый мост над Керченским проливом — будет совмещенным (автомобильным и железнодорожным). К такому решению специалисты министерства пришли после изучения всех предложенных вариантов.

Конструкторы создали 74 проекта, отличающихся по стоимости, протяженности подъездных путей. Есть среди них варианты строительства тоннеля от точек Тузла и Чушка. Специалисты в области мостостроительства рассмотрели все возможности, но при этом отметили, что тоннель обойдется дороже, чем мост, и строить его придется дольше. Срок возведения совмещенного моста через пролив — 3,5 года. Есть варианты сооружения транспортного коридора из порта «Кавказ», других точек. Фото одного из проектов дает представление о двухуровневой комбинации автодорог и рельсовых путей.

Наиболее перспективные проекты

Специалисты Министерства транспорта РФ и межведомственной комиссии тщательно изучили все проекты мостового перехода между Кавказом и Крымом. Наиболее перспективными признали 4 варианта из 74-х. Каждым из них предусмотрена разная длина моста через Керченский пролив:

  1. «Северный» — маршрут от мыса Фонарь и до м. Малый угол, его протяженность 10,3 км.
  2. «Жуковский» — мостовой переход от Жуковки до косы Чушка, длина — 6,3 км.
  3. «Еникальский» — мост в узком створе пролива длиной 5,7 км.
  4. «Тузлинский» — транспортный переход от м. Ак-Бурун до косы Тузла, длина —11,7 км.

Стоимость проектов

Первоначально в Министерстве транспорта РФ была озвучена минимальная сумма в 50 млрд. рублей, необходимая для возведения автомобильного моста между Таманью и Керченским полуостровом. Президент РФ Владимир Путин уточнил и дополнил задание: построить совмещенный транспортный переход (автомобильный и железнодорожный).

Прорабатывается вариант дополнения к мосту в виде туннеля по дну пролива. Итоговая стоимость всего строительства будет уточняться вплоть до середины осени 2014 года, как и длина моста через Керченский пролив. К тому времени должны завершиться инженерно-изыскательские работы, которые успешно ведутся в районе будущего строительства.

По расчетам специалистов, затраты на сооружение мостового перехода могут превысить 300 млрд. рублей. Около 84 млрд. рублей из общей суммы будет израсходовано на подготовительные работы. Стоимость проекта и всего строительства увеличивается по мере изучения природных особенностей пролива, его геологического строения и размещения на Керченском полуострове объектов истории, культуры и археологии.

Мост в Керченском проливе

Проект моста от косы Тузла до м. Ак-Бурун, выбранный межведомственной комиссией, предполагает строительство железной дороги и автотрассы над ней. Будут проложены два рельсовых пути и возведена четырехполосная автомагистраль. Далее по косе железная дорога пойдет не под автомобильной, а рядом с ней. Над основанием косы будут построены отдельные автомобильный и железнодорожный переходы. В случае сооружения транспортного коридора по «Тузлинскому» проекту потребуются самые короткие железнодорожные и автомобильные подъезды (36 и 38 км соответственно). Особенность варианта, который включает в орбиту строительства моста косу Тузла, — экономия на возведении подъездных путей.

«Тузлинский вариант»

Коса Тузла и дамба находятся на юге пролива, в наиболее широком его створе. Строительство в этой части значительно отличается от проекта маршрута, соединяющего порт «Кавказ» на востоке и косу Чушка на западе:

  1. «Тузлинским вариантом» предусмотрено строительство самого протяженного транспортного коридора. По проекту длина моста через Керченский пролив достигнет 11,7 км.
  2. Будут использованы площади для строительства всей сопутствующей инфраструктуры, включая склады и другие помещения.
  3. Появится возможность оградить от влияния масштабных земляных работ скифские курганы и другие достопримечательности, которыми богата местность.
  4. Строители постараются обойти необычные природные объекты Керчи и Таманского полуострова — грязевые вулканы.

Природные особенности Керченского пролива

Строительство транспортного коридора начнется после завершения геологических, гидрологических и других исследований в районе возведения моста. Тектонические условия здесь сложные, заметное влияние на экосистему оказывает хозяйственная деятельность. Планируемые работы не должны нанести ущерб судоходству и рыбным богатствам пролива. В проектах конструкторы постарались учесть основные природные характеристики и условия водного пространства, разделяющего Тамань и Крым. Керченский пролив (общие показатели):

  • происхождение — тектоническое;
  • длина — 45 км;
  • ширина — от 4,5 до 15 км;
  • глубина — 5–15 м;
  • крайняя точка Керченского полуострова — м. Ак-Бурун;
  • крайняя точка Краснодарского края — м. Тузла;
  • климат — умеренно континентальный.

Керченский пролив — древнейший транспортный коридор

Город Керчь основан греческими поселенцами в середине VI века до н. э. Здесь обнаружены руины городища Пантикапей — столицы Боспорского царства. Территорию пролива в древности называли Киммерийским Боспором за сходства с Босфором между Черным морем и Эгейским (Средиземным морем). Западная часть пролива омывает Керченский полуостров Крыма (Тавриды). На востоке находится Таманский полуостров. В окрестностях Керчи найдены скифские курганы, античные городища, крепости, другие памятники истории и культуры.

Сообщение между западным и восточным берегами существовало еще в глубокой древности. Киммерийцы могли перегонять вброд свои стада через мелководье, соединяющее Азовское и Черное моря. Ширина Керченского пролива позволяла торговцам и рыбакам переправляться на лодках. Город Керчь внесен в список наследия ЮНЕСКО как территория, по которой пролегал Великий шелковый путь. Керченский пролив также был частью дороги, называемой «из варяг в греки». На его дне найдены частично затопленные древнегреческие города, обломки военных кораблей Османской империи.

История моста (1903–1953)

В начале ХХ века правительство Великобритании планировало строить железнодорожный маршрут из Англии в Крым, мост через Керченский пролив, открыть путь на Кавказ, в Индию. На реализацию проекта не хватило средств. Император Николай II в 1903 году тоже мечтал, что Российское государство построит мост через Керченский пролив между Керчью и Таманью, но осуществлению плана помешала война 1914 года. В годы Великой Отечественной войны Северо-Кавказский регион и Крым стали местом ожесточенных сражений между Германией и СССР. Немецкие войска соорудили понтонный мост через Керченский пролив, но фюрер весной 1943 года потребовал возвести 5-километровый постоянный.

Идею мостового перехода немецкого архитектора Альберта Шпеера фашистские оккупанты не успели воплотить в жизнь. После изгнания нацистов из Тамани и Крыма советские инженеры реанимировали германский проект, строители использовали оставленные гитлеровцами металлоконструкции и оборудование. В конце апреля 1944 года начали устанавливать сваи, а в первых числах ноября того же года в сторону Кавказа отправился первый состав от станции «Крым». В феврале 1945 года мост рухнул под напором ледяных глыб, которые ветер и волны пригнали из Азовского моря. В 1953 году начала работать паромная переправа, связавшая Тамань и Керчь.

Нереализованные проекты моста

После распада СССР в России и на Украине не раз поднимался вопрос о транспортном коридоре через Керченский пролив. С 1991 года было разработано порядка 20 проектов, в обсуждении которых принимали участие президенты Украины и России. В 2004 году обслуживающие маршрут паромы были заменены, а переговоры вошли в затяжную фазу. Работа над проектом оживилась в 2010 году, когда в Украине произошла смена власти. На одной из презентаций были озвучены параметры строительства: длина моста — 4,2-4,5 км, финансирование — 24 млрд. рублей. К Евро-2012 транспортный переход должен был соединить Кавказ и Крым, но его строительство вновь отложили. Мост через Керченский пролив планировали возводить накануне сочинской Олимпиады. Тогда межгосударственная комиссия остановила свой выбор на самом коротком «северном» варианте (от м. Фонарь до м. Малый Кут). Проект так и остался не бумаге.

Краснодарский край — Крым

При создании нового мостового перехода будет действовать существующая переправа через Керченский пролив (порт «Кавказ» — порт «Крым»). Сезон 2014 года обещает быть «жарким». Чтобы попасть в Крым на отдых, россияне путешествуют по железной дороге до Краснодара либо Анапы. Из столицы Кубани или с черноморского побережья продолжают путь на автобусе в порт «Кавказ», далее следуют на пароме до порта «Крым». Еще один вариант доставки пассажиров — на катамаранах из Анапы до Керченского порта.

Керченский мост: взгляд в завтрашний день

По мнению экспертов, нет препятствий, мешающих строительству нового транспортного перехода. Российские специалисты в области геологии и гидрологии провели необходимые исследования побережья и замеры Керченского пролива. Предпочтение отдали вариантам маршрута, получившим названия «Жуковский» и «Тузлинский». При оценке этих проектов учитывали многие факторы, в том числе сохранение достопримечательностей на берегах пролива. Мост соединит два популярных курортных региона, нуждающихся в развитии. Экономика полуострова Крым получит веское дополнение к транспортной инфраструктуре, необходимой для развития производства, морских портов, коммуникаций, туризма и сельского хозяйства.

Комментарии