Что такое валторна? Знакомимся с духовыми инструментами

Их этой статьи вы узнаете о том, что такое валторна. Этот инструмент активно используется в симфонических и духовых оркестрах.

Определение

Что такое валторна? Это медный духовой мундштучный инструмент, звучащий в теноровом регистре. Слово «валторна» восходит к немецкому Waldohom, что означает «лесной рог». Инструмент действительно произошел от охотничьего сигнального рога и вошел в оркестр в середине 18 века. Вплоть до 1930-х валторна не имела дополнительных вентилей и являла собой натуральный инструмент с ограниченным звукорядом. Еще Бетховен пользовался так называемой «натуральной» валторной. Позднее путем различных приспособлений она была значительно усовершенствована.

Внешний вид

Описание внешнего вида инструмента поможет понять, что такое валторна. Она представляет собой металлическую трубу длиной примерно двенадцать фунтов. На инструменте расположены наконечник в форме мундштука и три специальных клапана. Музыкант меняет звучание валторны, вибрируя губами на мундштуке и передвигая клапаны левой рукой. Правую руку он обычно помещает в раструб инструмента для придания тембру дополнительных красок и оттенков.

Особенности звучания

Что такое валторна в наши дни? Она активно применяется в духовом и симфоническом оркестрах, в также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторна используется обычно в строе Фа (in F), в духовом оркестре – в строе Ми-бемоль (in Es). Диапазоном духового инструмента являются все звуки хроматического звукоряда от "си" контроктавы до "фа" второй октавы. Тембр валторны яркий и светлый на форте, певучий и мягкий на пиано, в нижнем регистре несколько грубоватый. Инструмент хорошо передает торжественное и грустное настроение.

Играя на валторне, хорошо извлекать длинные ноты (в том числе на органном пункте) и мелодии для широкого дыхания. При этом объем расходуемого воздуха относительно небольшой. Валторна, фотографию которой вы можете видеть в данной статье, очень подходит для исполнения симфонических произведений.

Приемы для изменения звука

Звук валторны можно изменить, используя особые приемы. Чтобы инструмент издавал «закрытые» звуки, его раструб закрывается рукой. В таком положении тихие звуки приобретают нежный и приглушенный тембр, тогда как громкие становятся хриплыми и рычащими. Для извлечения из инструмента «застопоренных» звуков в раструб валторны вводится кулак наподобие груши. От этого звучание повышается на полтона, звуки на пиано становятся напряженно-тревожными и звенящими, на форте – приобретают рычащий, хриплый тембр. Оба способа использовались в старину для придания «натуральной» валторне хроматизмов. Если играть на инструменте раструбом вверх, это сделает звук валторны более громким и придаст музыке патетический характер.

Произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт написал четыре концерта для валторны. Кроме того, специальные произведения для нее были написаны Рейнгольдом Глиэром и Рихардом Штраусом. У Петра Ильича Чайковского, в концерте для фортепиано с оркестром № 1, в первых тактах можно услышать валторну. Вторая часть пятой симфонии великого композитора практически представляет собой соло на этом духовом инструменте. В первой симфонии Густава Малера (в первой ее части, с 32-го такта) также звучит инструмент валторна.

Известные валторнисты

Искусством игры на валторне в разное время славились такие музыканты, как австриец Йозеф Игнац Лейтгеб, Брейн Деннис из Великобритании, Бауманн Герман и Петер Дамм из Германии, Баборак Радек из Чехии. Талантливыми валторнистами были россияне: Усов Антон Иванович, Буяновский Михаил Николаевич и его сын Буяновский Виталий Михайлович, Полех Валерий Владимирович и Демин Анатолий Сергеевич. Эти великие исполнители знали, что такое валторна, какие великолепные произведения можно исполнить на ней.

Комментарии