Норма управляемости - основной показатель успешной организации
Норма управляемости – это определение, характеризующее некоторое количество работников, которые подчиняются непосредственно руководителю. При этом данное понятие устанавливается делегированием линейных полномочий.
Определение
История возникновения данного понятия
Понимание большим количеством руководителей того факта, что достаточно высокая норма управляемости способна вызвать ряд проблем, сложилось в процессе проб и ошибок.
Оптимальная норма управляемости
Это необходимый показатель успешного функционирования предприятия. Наибольшее внимание этому термину уделялось теоретиками именно «административной» школы управления.
Определение количества подчиненных
В определении оптимальной численности работников, эффективно и непосредственно контролируемых руководителем, играют важную роль такие факторы: характер выполняемых задач, уровень управления, характеристика подчиненных, а также способности начальника организации. Нормы управляемости организации должны удерживаться на низком уровне. Иначе руководство не сможет координировать и контролировать деятельность, повышать мотивацию и квалификацию подчиненных.
Делегирование – мощная сила при обеспечении гармонии в организации
Создаваемые делегированием обязательства и ожидания становятся мощным фактором обеспечения единства цели и гармонии. При этом если руководством не будут предприниматься согласованные усилия по оценке личностных качеств и потребностей подчиненных, могут возникнуть проблемы и перед руководителем. Делегирование связано с эффективными коммуникациями. Руководители наделены обязанностями, за выполнение которых отвечают подчиненные. Однако для качественного выполнения заданий руководителя подчиненные должны четко понимать, чего он хочет. Делегирование также связано с лидерством, влиянием и мотивацией.
Поэтому делегирование полномочий может быть эффективным при следующих условиях:
- подчиненный знает и понимает, какие обязанности ему переданы;
- подчиненный не выполняет указания другого руководителя без ведома своего непосредственного начальника;
- определены четкие цели со сроками выполнения заданий для их достижения;
- участие непосредственного руководителя в выборе направления решения поставленных задач должно быть минимальным.
Перечисленные составляющие делегирования несмело используются лицами, которые недавно получили повышение в должности. Действительно, руководитель, который сортирует корреспонденцию самостоятельно, а секретарь при этом скучает, у окружающих может вызвать только сожаление.