Индекс Лернера. Причины и последствия монополизации рынка
Несмотря на экономические и законодательные меры, которые принимают власти разных стран для борьбы с монополизмом, это явление остается достаточно распространенным. Монопольная власть отдельных компаний несет в себе серьезную угрозу для развития экономики.
Монополизм и его источники
Под монополизмом понимают доминирование на рынке одного производителя (реализатора) либо объединенной группы таких субъектов (картели).
Основные источники монополизма:
- Эластичный спрос. Этот фактор в свою очередь определяется наличием на рынке аналогичных товаров, скоростью реакции покупателей на перемену цен, значимостью товара для покупателей, насыщенностью рынка, разнообразием функциональных возможностей товара и его соответствием уровню доходов покупателей.
- Концентрация рынка. Там, где 2-3 компании охватывают 80-90% потребителей, монополизм проявляется быстрее, чем на конкурентных рынках.
- Сотрудничество между компаниями. Действуя слаженно, продавцы или производители обладают большей властью.
Последствия монополизма
Компания, обладающая монопольной властью, сознательно ограничивает объем выпуска товаров и устанавливает завышенные цены. У нее нет никакого стимула к понижению издержек производства. Кроме того, фирма несет дополнительные расходы с целью поддержания и укрепления своей позиции.
Монополизм на рынке приводит к таким последствиям:
- ресурсы расходуются нерационально;
- общество недополучает необходимые товары;
- отсутствуют стимулы для разработки и внедрения новых технологий;
- растут издержки производства.
В результате производство не достигает максимально возможной эффективности.
Монопольная цена
Одним из результатов проявления монополизма является единоличное регулирование цен монополистом.
Под монопольной понимают цену, значительно расходящуюся со своим нормальным уровнем, который мог бы иметь место в конкурентной среде. В нормальных условиях цена формируется в результате того или иного соотношения потребительского спроса и рыночного предложения. В условиях монополизма цена устанавливается доминирующим субъектом на том уровне, который обеспечит ему сверхприбыль и покроет избыточные расходы.
Монопольная цена может быть завышенной или заниженной. Завышенная цена является следствием доминирования крупного продавца. Если же на рынке доминирует крупный покупатель при наличии большого количества продавцов, то он будет стремиться занизить цены настолько, насколько возможно.
Индекс Лернера как индикатор монополизации
Уровень монопольной власти и концентрации рынка измеряется при помощи правила большого пальца, индекса Лернера и индекса Гарфинделя-Хиршмана.
Коэффициент Лернера был предложен в 1934 г. Он является одним из самых первых методов определения уровня монополизации и расчета потерь, которые несет общество из-за монополистов. Будучи простым и понятным, этот показатель четко характеризует последствия монополизации. Сегодня он применяется экономистами всего мира при оценке благосостояния общества.
Если товар производится и реализуется в условиях монополизации, то его цена всегда будет выше предельных издержек. Индекс Лернера является результатом деления цены за вычетом предельных издержек на цену. Чем больше цена отклоняется от издержек, тем большее значение принимает индекс.
Расчет и толкование индекса Лернера
Индекс Лернера рассчитывается по формуле:
- IL = (P - MC)/P = - 1/ed.
P – это монопольная цена, а MC – размер предельных издержек.
Идеальная конкуренция подразумевает, что одна фирма не может влиять на уровень цен. Цена находится на том же уровне, что и предельные издержки (Р = МС) соответственно:
- P – MC = 0;
- IL = (P - MC)/P = 0/P = 0.
Любое повышение цен относительно предельных издержек говорит о том, что фирма обладает определенной властью. Максимально возможное значение индекса составляет 1 и является признаком абсолютной монополии.
Индекс Лернера можно выразить другим способом – при помощи коэффициента эластичности:
- (P - MC) / P = -1/ed;
- IL = -1/ed.
Показатель ed характеризует эластичность спроса на товары фирмы по уровню цен. Например, если Е = -5, то IL = 0,2.
Высокий уровень монополизации не всегда означает, что компания получает сверхприбыли. Она может тратить на поддержание своего авторитета столько денег, что вся прибыль, полученная в результате повышения цены, нивелируется.
Проявления монополизма в РФ
Во время переходного периода 90-х гг. для российской экономики была характерна высокая концентрация в сфере производства. На рынке доминировали сверхкрупные организации, выбор деловых партнеров был сильно ограничен. Успех бизнеса сильно зависел от поставок энергоносителей. Показатели эффективности предприятий падали, объемы производства понижались, технологический процесс находился в состоянии стагнации.
В 1992 г., после либерализации, главными игроками рынка стали региональные и отраслевые монополисты. Вопросы, связанные с финансированием, крупные фирмы решали за счет мелких партнеров, из-за чего на макроуровне возникла проблема диспропорции.
С наступлением нового века ситуация мало изменилась. Почти все монополии, образованные в 90-х, продолжают действовать. Формально была проведена децентрализация в некоторых отраслях, но рост цен на газ и электроэнергию свидетельствует о том, что монополии все так же сильны. Диспропорция, порожденная сильным влиянием крупных игроков рынка, стала одной из причин кризиса 2008-2009 гг.