Кто будет строить мост через Керченский пролив? Строительство мостов. Проект моста через Керченский пролив

Тема строительства мостового перехода через Керченский пролив стала особенно актуальна после бурных политических событий первой половины 2014 года на Украине, имевших следствием возвращение Крыма в состав Российской Федерации.

Из истории вопроса

Сама идея о желательности и необходимости соединения двух берегов пролива капитальным мостом существовала с незапамятных времён. Она нашла отражение в некоторых исторических источниках. Но строительство моста через Керченский пролив постоянно откладывалось на неопределённое будущее в связи с технической сложностью и финансовой стоимостью реализации подобного проекта. Строго говоря, экстренная необходимость в нём возникла только в настоящее время. Все прежние годы с переправкой людей и автомобилей вполне удовлетворительно справлялась Керченская паромная переправа. Она исправно работает с сентября 1954 года и по сей день. А за десять лет до этого был построен временный мостовой железнодорожный переход через пролив. Он имел важное стратегическое значение для ведения боевых действий. Строился он во время войны инженерными частями Советской Армии из материалов, которые были заготовлены немецкими оккупантами. Строительство Керченского моста обеспечивало материально-техническое снабжение планировавшегося масштабного наступления на Северном Кавказе.

После возвращения Крыма

В советский период истории Крыма основной поток грузов и пассажиров на полуостров доставлялся по железной дороге через Перекопский перешеек. Паромная переправа через Керченский пролив имела второстепенное значение. Ситуация радикальным образом изменилась после возвращения Крыма в Россию. Вопрос о необходимости строительства капитального мостового перехода перешёл из стадии обсуждения в стадию реализации. Возник неизбежный вопрос о том, кто будет строить мост через Керченский пролив. Сооружение это для России уникально по своей технической сложности. И построить его необходимо сколь быстро, столь и качественно. На фоне политической нестабильности на Украине мост через пролив приобрёл ключевое значение для всей экономической жизни полуострова. Экономика Крыма базируется главным образом на обслуживании туристов. А традиционный путь для них, связанный с транзитом через территорию Украины, оказался под большим вопросом.

Между Крымом и Кавказом

Нельзя сказать, чтобы проект моста через Керченский пролив был первым по масштабу в истории мирового мостостроения. На земном шаре можно найти более сложные и протяжённые инженерные сооружения. Но при всём при этом отнести его к ординарным мостовым переходам не получится при всём желании. Керченский пролив - очень не простое место и в геологическом, и в гидрологическом плане. Минимальное расстояние между берегами составляет здесь около шести километров. При выборе инженерного решения разработчикам приходится учитывать сейсмическую опасность всего района, непростую ледовую обстановку в проливе, сильные морские течения и частые шквальные ветры. Штормовое состояние атмосферы характерно в весенний период для этой части региона. Важнейшим моментом является и обеспечение беспрепятственного прохода судов по фарватеру пролива из Чёрного моря в Азовское и обратно.

Анализ вариантов

По состоянию дел на середину июня 2014 года не только неизвестно, кто будет строить мост через Керченский пролив, но не определён окончательный выбор самого варианта проекта, который предстоит реализовывать подрядчику. Всего таких вариантов насчитывается около восьми. Важнейшим государственным требованием к проекту является совмещение в одном инженерном сооружении автомобильного и железнодорожного мостов. Наиболее перспективными из всех представленных на обсуждение вариантов маршрута пересечения пролива следует признать два. Их условно можно обозначить как "северный" и "южный". Разумеется, проекты анализируются не только по техническим параметрам, но и по предполагаемой стоимости их реализации.

Через Жуковку от Керчи

Северный вариант предполагает строительство мостового перехода от населённого пункта Жуковка в направлении косы Чушка, где расположен Порт Кавказ. На первый взгляд этот вариант оптимален, так как расстояние между берегами в этом месте пролива минимальное. Оно составляет менее шести километров. Но строительство мостов, по определению, предполагает оптимизацию путей сообщения. А данный маршрут оптимальным назвать никак невозможно, он приводит не на сам берег Краснодарского края, а на узкую и длинную косу Чушка, отделённую от магистральных направлений большим расстоянием. Чтобы этот проект был оправдан, придётся строить протяжённые подходы к мосту с кавказского берега и капитально укреплять нестабильную узкую полосу косы Чушки.

Через Тузлу

Это географическое наименование стало известно широкой публике из средств массовой информации. Около десяти лет назад они поведали публике о российско-украинском конфликте из-за этого, наполовину размытого морскими течениями, клочка земли. Сегодня коса Тузла вновь в центре общественного внимания как наиболее перспективное направление, на котором скоро предстоит работать тем, кто будет строить мост через Керченский пролив. Большинство технических экспертов и тех, от кого зависит принятие решений, склонны отдать предпочтение именно южному варианту маршрута. И это несмотря на то, что общая длина мостового перехода в данном месте составит около двенадцати километров. Фактически на этом маршруте предстоит построить два моста - коса Тузла ныне представляет собой остров, и чтобы попасть на неё с Таманского полуострова, необходимо строить мостовой переход, по пропускной способности и техническим параметрам не уступающий основному. Потребуется и значительный объём инженерных работ по укреплению острова Тузла. Но даже с учётом всех технических сложностей южный вариант маршрута является минимальным по бюджетным затратам.

Альтернативные варианты

Все другие инженерные предложения разработчиков сводятся к комбинированным вариантам строительства переходов по одному из двух обозначенных маршрутов. Некоторые из них предлагают мост, переходящий в тоннель на половине дистанции. Другие предусматривают тоннельный вариант только для железнодорожной части моста. Но всё это значительно дороже по предполагаемым затратам. И неприемлемо по условиям безопасности - сейсмичность района создаёт потенциальную угрозу жизни людей, которые могут оказаться в тоннеле в момент подземных толчков. Поэтому, по сочетанию геологических и экономических обстоятельств, макет моста через Керченский пролив не будет включать в себя тоннельный участок независимо от утверждения окончательного варианта маршрута мостового перехода.

О том, кто будет строить мост через Керченский пролив

Выбор подрядчика грандиозного инженерного проекта пока ещё не осуществлён. Стоит ли и говорить о том, что нет недостатка в желающих поучаствовать в освоении бюджета? Стоимость моста через Керченский пролив можно определить только приблизительно. Официально названная цифра в 350 миллиардов рублей является предварительной. Как мировой, так и российский опыт возведения значительных транспортных инфраструктурных объектов свидетельствует о том, что в процессе реализации проекта бюджетные планы имеют тенденцию корректировки в сторону увеличения. Следует отметить, что, несмотря на то что российская школа мостостроения имеет значительный опыт проектирования и строительства сложных мостовых сооружений, с такого масштаба проектом сталкиваться ранее не приходилось ни одной из отечественных структур. Керченский мост более чем вдвое превышает знаменитый Президентский мост над Волгой в Ульяновске, длина которого составляет 5 километров 700 метров. И сроки его возведения намечены достаточно жёсткие. В настоящее время создана специальная структура в рамках государственной компании "Российские автомобильные дороги". Она исполняет функции заказчика строительства. Победителем конкурса на инженерные изыскания и разработку технико-экономического основания объявлена компания ОАО "Гипротрансмост".

Китайское участие

Громадный практический опыт в сфере проектирования и строительства сложных инфраструктурных объектов имеют китайские инженерные структуры. По общей протяжённости ежегодно вводимых в эксплуатацию мостов и автострад эта страна не имеет себе равных в мире. В средствах массовой информации публиковались сообщения о заинтересованности и предполагаемом участии китайской стороны в возведении мостового перехода через Керченский пролив. Инициатива привлечения строителей Поднебесной исходила от российской стороны. Степень участия китайцев в проекте пока не определена.

Сроки строительства

На реализацию беспрецедентного по российским масштабам проекта отпущено четыре года. Его строительство должно начаться в текущем 2014 году. Принят в эксплуатацию мостовой переход через Керченский пролив должен быть не позднее второй половины 2018 года. Затягивание сроков строительно-монтажных работ неизбежным образом приведёт к значительному удорожанию проекта. Кроме самого моста, на обоих берегах пролива предстоит выполнить значительный объём работ по возведению подъездных путей к нему и разного рода вспомогательной инженерной инфраструктуры. Экономика Крыма зависит от своевременного ввода в эксплуатацию этого объекта. Керченская паромная переправа исчерпала свои резервы. Тем, кто направляется в Крым на отдых, приходится около суток стоять в очереди в ожидании переправы. Это обстоятельство объективным образом сдерживает поток туристов на полуостров.

Комментарии
Я уже мечтаю проехать и пройти пешком по этому мосту!
ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ ДОЖИТЬ И ПРОЕХАТЬ ПО ЭТОМУ МОСТУ,А МОЖЕТ КИЕВ ПОУМНЕЕТ.