Коса Чушка: уникальное положение, стратегическое значение и экологическая обстановка

Много интересных мест в России. К их числу можно отнести и косу Чушка, неприметный и непригодный к жизни уголок суши в Керченском проливе, но именно здесь находится один из важнейших транспортных объектов – порт Кавказ, относящийся к наиболее значимым портам в России и занимающий второе место на Азово-Черноморском участке после Новороссийска.

Местоположение и географическая характеристика

На севере Керченского пролива находится уникальный объект природы – коса Чушка. Начало своё она берёт у мыса Ахиллеон и вытягивается почти на 18 километров на юго-запад в Чёрное море. С западной части берег косы прямой. С востока в Чёрное море уходят множественные ответвления. Это вызвано тем, что на поверхность косы со стороны Азова идёт постоянное намывание песка, который с восточной стороны смывается в Чёрное море.

Поверхность косы полностью состоит из однородной смеси кварцевого песка и ракушечника. Достопримечательностью косы является вулкан со смешным названием Блевака, данным местным населением за его характерное извержение.

Значение

В месте расположения косы находится самое узкое место Керченского пролива. С древних времён через песчаную косу шли торговые пути, соединяющие Кавказ с Крымом, как предполагают, что именно здесь находится древний путь Боспор, который ещё называют "путь быка". Актуальность коса Чушка не утратила и сегодня. Здесь к порту Кавказ проходит автомобильная трасса и железная дорога, откуда через паромную переправу соединяются Северный Кавказ и полуостров Крым.

Происхождение названия

Странное название "Чушка" коса в Керченском проливе получила благодаря тупорылым дельфинам, которые водятся в этой части моря в большом количестве. Ещё говорят, они по непонятным причинам временами выбрасываются на берег. Местные жители называют их морскими свиньями или чушками. Так и пошло название - коса Чушка.

Село Чушка

Небольшое село Чушка, находящееся на косе, относится к Темрюкскому району Краснодарского края. Село состоит из 132 дворов. Почему здесь живут люди, сказать сложно, так как условия косы совершенно неприспособлены к проживанию. Прежде всего из-за почвы, состоящей из песка и ракушечника, на которой ничего не растёт. И самое главное, здесь нет пресной воды. Воду сюда доставляют из соседнего посёлка Ильича.

Образование села относится к 1946 году, когда на территории косы, точнее на её окраине, началось строительство паромной переправы. На косе базировался стройотряд. Для проживания сюда были доставлены вагончики. После окончания строительства люди, оставшиеся на косе, жили в землянках, работая в местном рыбсовхозе. Постепенно стали строить небольшие, чаще всего саманные дома. После распада Союза рыбсовхоз канул в Лету, а люди живут, без надежды, никому не нужные.

Экологическая обстановка

Уникальный природный объект, который, по мнению природоохраннных организаций, переживает настоящее экологическое бедствие, приводящее к нарушению природного баланса и исчезновению косы, которая постепенно уходит под воду. Этому способствует нахождение здесь нефтебазы и порта. Идёт открытая перевалка серы и удобрений, которые разносятся ветром на многие километры вокруг. Сложная жизнь жителей села становится просто невыносимой и опасной. Они попросту никому не нужны.

Руководство предприятия предложило им компенсацию на переезд в другое место, но она составила смешную сумму, которой не хватит на то, чтобы купить нормальное жильё на берегу. Боясь потерять жильё, люди остались в селе, дышать серой, химическими испарениями удобрений, страдать от аллергии и потихоньку вымирать. Вместе с ними исчезнет уникальная коса Чушка (Краснодарский край), разделяющая два моря: Чёрное и Азовское.

Огромную опасность представляет нефтебаза, которая отравляет территорию на многие километры вокруг. Во время шторма в 2007 году произошёл разлив нефти, последствия которого нанесли непоправимый урон флоре и фауне косы. По мнению экологов, порт и нефтебаза, занимающие половину косы, превратили этот уникальный объект в промышленную зону.

Порт Кавказ

Коса имеет стратегическое значение с точки зрения её положения, как граница между двумя морями. Строительство на косе Чушка порта Кавказ было закончено в 1953 году. Основным его назначением была и остаётся паромная переправа, позволяющая переправлять миллионы тонн грузов, осуществлять транспортировку машин, железнодорожных составов, пассажирские перевозки. Недалеко от порта была построена ж/д станция с одноимённым наименованием Кавказ. На этой станции выполняются маневровые работы по формированию поездов, переправляемых с помощью парома.

С 1980 по 2004 годы через порт были прекращены железнодорожные и пассажирские перевозки. После проведения реконструкции и установки новых железнодорожных паромов порт зажил новой интенсивной жизнью. Стал ходить пассажирский катер от порта до Керченского морского вокзала. Но вскоре этот маршрут был закрыт.

Порт осуществляет четыре паромных маршрута. Основной идёт на Керченскую паромную переправу. Паром из порта Кавказ ходит в Варну (Болгария), Зонгулдак (Турция) и Поти (Грузия).

Комментарии