Порт "Кавказ". Паромная переправа, порт "Кавказ"
Особое значение порт "Кавказ" приобрёл на фоне бурных политических событий начала текущего года. Есть основания предполагать, что после изменения статуса и государственной принадлежности Крымского полуострова нагрузка на существующую здесь уже более полувека паромную переправу увеличится многократно.
Из истории
Порт "Кавказ" был возведён в 1953 году в целях осуществления грузовых и пассажирских перевозок на Крымский полуостров. Расположен он на так называемой косе Чушка, небольшой узкой полосе земли в Керченском проливе. Для защиты от волнения акватория порта была ограждена волнорезами. Для обеспечения железнодорожного сообщения здесь же была построена одноимённая станция "Кавказ". Паромная переправа порт "Кавказ" - порт "Крым" была спланирована таким образом, что, кроме перевозок железнодорожных составов, обеспечивала доставку автомобилей и пассажиров в порт города Керчи. Портовая инфраструктура обеспечивала пассажирские перевозки через Керченский пролив вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века. Немногим дольше продолжались переправы товарных железнодорожных составов. Потом и они были прекращены в связи с износом паромных средств. В дальнейшем порт "Кавказ" обеспечивал только перевозку пассажиров и автомобильного транспорта.
В наше время
Возобновилась перевозка грузовых вагонов через Керченский пролив около десяти лет тому назад. Это стало возможным после получения в эксплуатацию новых паромов и проведения работ по реконструкции портовой инфраструктуры (2004 г.). А начиная с лета 2010-го стабилизировались пассажирские перевозки. Паром "Порт "Кавказ" - Керченский морской вокзал" (маршрут) стал выполнять три рейса в день.
Изменение профиля порта
Экономический подъём последнего десятилетия потребовал значительного изменения всего направления деятельности порта, изначально построенного лишь для обеспечения паромной переправы. После проведённой модернизации порт "Кавказ" приобрёл новый статус и стал играть заметную роль в обеспечении внешней торговли Российской Федерации. Для этого пришлось построить целый ряд новых терминалов и вспомогательных структур, предназначенных для хранения и погрузки продукции химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Всё это было необходимо для обеспечения экспортных поставок согласно заключённым контрактам. Но, к сожалению, открытое хранение и перевалка минеральных удобрений и других сыпучих грузов привели к значительному ухудшению экологической обстановки в районе косы Чушки и в акватории Керченского пролива.
Новое направление развития
В последние годы, помимо традиционного направления на Керчь, порт "Кавказ" стал исходной точкой для двух новых паромных линий. С февраля 2009 года успешно функционирует железнодорожная паромная переправа в порт "Варна" в Болгарии. Её обслуживают современные паромные суда "Авангард" и "Славянин", которые способны за один рейс принять около пятидесяти железнодорожных вагонов средней величины. Основными грузами являются продукты нефтепереработки, сжиженный газ и строительные материалы. А с осени 2011 года запущена в коммерческую эксплуатацию паромная линия в турецкий порт "Зонгулдак". Паром "АНТ-2" в этом направлении ходит один раз в неделю и перевозит в основном автотранспорт с пассажирами. Это удобный способ добраться до популярных турецких курортов Средиземноморского побережья для тех, кто даже в отпуске не желает расставаться со своим автомобилем. Учитывая популярность Анталии у российских туристов, такое направление является весьма перспективным.
На фоне последних событий весны 2014 года
После перехода Крымского полуострова под российскую юрисдикцию сильно выросла в своём значении транспортная коммуникация, проходящая через порт "Кавказ". Паром, расписание которого в прежние годы сильно зависело от сезона, становится теперь стратегически важным средством сообщения с вернувшимся в Россию полуостровом. Нагрузка на Керченскую паромную переправу в значительной степени увеличилась уже в настоящее время. И вполне логичным будет предположение о том, что поток грузов и пассажиров через неё в ближайшей перспективе будет только возрастать. Предельной нагрузки она достигнет в разгар традиционного туристического сезона. Ситуация сильно осложняется тем обстоятельством, что железнодорожное сообщение через Украину в направлении Крыма находится под большим вопросом. С потоком пассажиров в разгар туристического сезона Керченская переправа может не справиться. В настоящее время рассматривается вопрос о запуске в эксплуатацию новых паромных средств из портов Анапы и Новороссийска. Они будут направляться, минуя Керчь, в порты Севастополя, Ялты и Феодосии.
Перспективы Керченской переправы
Вопрос о строительстве моста, соединяющего Крым и Кавказ, неоднократно поднимался ещё в эпоху СССР, но к конкретной реализации этого намерения не удалось даже приблизиться. Мостовой переход через Керченский пролив в настоящее время находится в стадии разработки. В техническом отношении проект этот весьма непрост, он обязан обеспечить надёжное автомобильное и железнодорожное сообщение между материковой частью и полуостровом. Кроме того, должно быть обеспечено беспрепятственное морское судоходство по Керченскому проливу в направлении Азовского моря и обратно. Строительство такого сложного инженерного объекта не может быть завершено за короткий период времени. Но даже после того как мост будет построен, паромная переправа «Порт "Кавказ" - порт "Крым"» будет оставаться важнейшей транспортной коммуникацией. Он давно уже вышел за пределы своего первоначального проектного предназначения и стал важным звеном во внешней торговле Российской Федерации. Это транспортный и перевалочный узел во многих схемах экспортных и импортных операций. В настоящее время годовой грузооборот порта вплотную приблизился к отметке в восемь миллионов тонн. Таким образом, своего значения порт Кавказ не утратит и после того, как по новому мосту через Керченский пролив пойдут железнодорожные составы и автомобили.