Как писать правильное сочинение? План, правила, алгоритм и схема написания сочинения
Написание письменных работ по русскому языку и литературе – важная составляющая школьного образования. Но о том, как писать правильное сочинение, знают далеко не все. Чтобы оценки перестали разочаровывать раз за разом, стоит разобраться в этой теме. Выучив алгоритм написания сочинения по пунктам, можно будет добиться заметного успеха. Что же это за вид письменной работы и как его писать?
Определение понятия
Сочинением называется самостоятельная письменная работа, в которой школьник делится своим собственным мнением на определенную тему. Учитель может проверить с его помощью, например, уровень усвоения прочитанной книги. У многих учеников возникают вопросы по поводу того, как правильно написать сочинение. Прежде всего, стоит вдуматься в понятие. Личное мнение есть у каждого, и считать какой-то определенный подход единственно верным нельзя. Так что опасаться собственных мыслей и идей не стоит, лучше смело выражать их на бумаге. И второе – следует запомнить, что сочинение отличается особой структурой. Оно включает в себя вступление, основную часть и заключение. Зная эту особенность, писать сочинение по русскому языку значительно проще. Да и результат получается более логичным, чем в случае с вольными размышлениями без особой структуры, которые, скорее, можно назвать эссе.
Выбор темы и соответствие ей
Если составить своеобразный план написания сочинения, первым пунктом в нем будет работа над темой. Ее нужно тщательно обдумать, разобраться со всеми связанными вопросами, представить, что следует осветить в работе прежде всего. Не стоит воспринимать тему в слишком широком смысле. Если она посвящена книге в целом, размышления могут быть достаточно свободными, но если предполагается анализ образа конкретных персонажей, ни к чему писать про сюжет или историю произведения. Экзаменатор или преподаватель гораздо выше оценит логичное сочинение. Как правильно писать, не отклоняясь от темы? Например, составив список непосредственных вопросов и последовательно отвечая на них или вдохновившись критической статьей схожей тематики.
Как раскрыть тему глубоко и содержательно?
В письменных работах должен быть виден анализ, проведенный учеником при написании, неважно, идет речь о характере персонажа или содержании произведения. Чтобы разобраться, как писать правильное сочинение, обязательно нужно знать о том, как анализировать самое важное. Например, если нужно написать о том или ином герое, нужно задуматься обо всех эпизодах с ним, о его характере, поведении, сущности происходящих вокруг него явлений. Но перечислять слишком подробные детали тоже ни к чему. Достаточно краткого упоминания и освещения собственного мнения о них. Ученик должен уметь использовать литературную критику и оценивать особенности литературного произведения. Без таких умений написание сочинения-рассуждения будет неудачным, и оценка вряд ли обрадует.
Аргументированность точки зрения
Рассуждения должны быть логичными и связными. Сочинение без аргументированных тезисов с подтверждением своей точки зрения будет откровенно неудачным. Нельзя описывать случайные фрагменты повествования, пришедшие на ум. Сочинению нужна главная мысль, которая будет поддерживаться каждым новым абзацем. Недосказанность или излишняя детализация отвлекут от этой структуры и приведут к снижению балла. Поэтому желательно аргументировать свои суждения и направлять их исключительно на главный вопрос письменной работы, который, как правило, формулирует сама тема. Чтобы подкрепить каждое свое утверждение доказательствами, можно ссылаться на критические статьи или исторические источники. Например, нельзя сказать о книге «Отцы и дети» только то, что дворянство начало терять свою роль. Следует использовать взгляды героев произведения на эту проблему и исторические факты.
Последовательность текста
Правила написания сочинения предполагают наличие некоего плана, по которому составляется текст. Следовательно, письменная работа должна быть последовательной. Каждый новый абзац должен логически связываться с предыдущим и продолжать его идею. Научиться последовательному мышлению помогает тренировка с составлением разнообразных планов. Они могут быть простыми, сложными, развернутыми, цитатными, включать в себя только повествовательные, вопросительные или восклицательные предложения. Составление плана помогает четко представить себе то, о чем следует написать, и понять тему максимально глубоко, а также выделить основные части будущей работы и их связь. Сочинения, написанные с применением данной методики, всегда отличаются от других своей стройной композицией и продуманным размером отдельных частей. Работа получается очень удачной и логичной.
Собственное мышление
Несмотря на то что опираться на критические статьи очень разумно, необходимо суметь продемонстрировать и личные идеи. План того, как правильно писать сочинение-рассуждение, может только подсказать направление. Основная же работа остается за учеником. Его собственные знания и эмоции должны помочь ему продемонстрировать личные впечатления от темы сочинения. Примитивный пересказ или повторение текста, написанного критиком в учебнике, недопустимы.
В каждом произведении можно найти что-то, что особенно заставляет задуматься или привлекает внимание. Именно об этом и следует упомянуть в своей письменной работе, чтобы она обрела максимально личный характер. Иначе, при всей логичности и последовательности, сочинение будет неудачным и получит низкий балл.
Оригинальный и выразительный стиль
Можно советовать другим, как писать правильное сочинение, но поделиться вдохновением, к сожалению, никак нельзя. А ведь это тоже имеет воздействие на результат. Сочинение должно быть не только логичным, но и эмоциональным. Оригинальный и яркий текст, который освещает интересную точку зрения, всегда выгодно выделяется среди прочих работ. Умение выразить эмоции складно и выразительно очень хорошо характеризует интеллектуальное развитие школьника. Особенно важно умение выражать свои мысли для тех, кто с помощью сочинения надеется поступить на факультет творческого направления. Таким ученикам стоит всячески развивать свое образное восприятие и учиться раскрывать тему с помощью всевозможных средств художественной выразительности, таких как сравнения, эпитеты и т. д.
Логическое мышление в оригинальной форме – вот идеал стиля для творческого сочинения выпускника. При этом важно суметь не переборщить с эмоциональностью – пафосный и высокомерный текст кажется претенциозным и надуманным.
Использование эпиграфов и цитат
Умение подобрать подходящее высказывание отлично помогает писать качественные письменные работы. Советуя, как писать правильное сочинение, обязательно стоит упомянуть цитаты и эпиграфы. Они иллюстрируют начитанность и высокий уровень развития школьника. Но в эпиграфе или цитате обязательно должен быть подходящий смысл. Если фраза не соответствует произведению, ее применение произведет обратный эффект. Так что использование цитат необходимо тщательно обдумывать. Чтобы избежать ошибки, можно воспользоваться работами критиков, посвященных обсуждаемому в сочинении произведению. Цитаты литературоведов будут непосредственно связаны с сюжетом или особенностями книги, а значит, превосходно впишутся в текст. Стоит также запомнить, что используемую фразу нельзя искажать. Точное цитирование демонстрирует уважение к чужим идеям и умение правильно воспринимать информацию. Цитата должна подтверждать или иллюстрировать остальной текст, но не повторять его. Наконец, стоит запомнить, что слишком большое количество заимствований и вставок перегружает работу и выглядит неуместно.
Достоверность исторических и литературных фактов
В качественном сочинении недопустимы поверхностные утверждения. Искажение идей писателя или неправильное восприятие произведения не лучшим образом характеризуют ученика. Поэтому тем, кто учится, как писать правильное сочинение, следует обязательно задумываться о том, чтобы использовать только проверенную информацию. Следует избегать фактических ошибок, не приписывать слова одного персонажа другому, не искажать имена или фамилии. Все это указывает на спешку во время написания работы и снижает балл за нее. Категорически не рекомендуется путать названия произведений автора или небрежно относиться к хронологии романа! Осторожно следует использовать литературоведческие термины. При сомнениях лучше применить хорошо знакомое слово. Сложный термин выгодно смотрится в тексте, но только в том случае, когда использован правильно и к месту. В обратной ситуации он становится серьезным недочетом письменной работы школьника.
Правильность речи, грамотность и знание литературных норм
Невозможно разобраться, как писать правильное сочинение, если написание любого текста сопровождается ошибками. Грамматика – основа красивого и связного языка. Кроме того, ученик должен понимать значение всех используемых слов, не допускать логических ошибок и красиво строить фразы. Не стоит перегружать текст повторением общих, абстрактных понятий. Объем не всегда является преимуществом. Поверхностные, примитивные фразы тоже демонстрируют низкую подготовку ученика. Чтобы выражать мысль как можно лучше, следует прибегать ко всем богатствам русского языка, верно используя синонимы и слова с эмоциональной окраской. Так, в сочинении, посвященном сатирическому жанру, в число глаголов можно включить такие, как «развенчивать» и «бичевать», «высмеивать» и «иронизировать». Описательный текст характеризуют слова «воспевать», «романтизировать» или «превозносить». Аналитическое сочинение на научную тему может быть наполнено глаголами «типизировать», «воссоздавать», «воплощать». Использование такого широкого диапазона слов продемонстрирует грамматическую и стилистическую грамотность и высокую речевую культуру. Только с учетом всех этих факторов можно научиться тому, как писать правильное сочинение.