Водоснабжение и водоотведение: системы, тарифы и правила. Водоснабжение и водоотведение в законодательстве
Российским Правительством в конце июля 2013 года был одобрен Закон "О водоснабжении и водоотведении". Этот проект призван регулировать условия предоставления соответствующего вида услуг. В Положении оговариваются правила водоснабжения и водоотведения. В данной статье вы сможете с ними ознакомиться.
Общие положения
Действующие требования регламентируют отношения органов исполнительной власти как федерального значения, так и субъектов РФ. Более того, эти нормы распространяются на поселения и города с местным самоуправлением, на учреждения, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение, а также транспортировку (стоков в том числе). Вместе с тем сюда относятся любые другие координирующие виды деятельности в указанной области. К ним в том числе относят обеспечение холодной водой (централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения), как питьевого, так и технического назначения. Причем эти же распоряжения распространяются и на стоки, которые поступают в систему центрального трубопровода.
Положения для жилых и многоквартирных домов
Стоит отдельно отметить, что отношения между учреждениями водопроводно-канализационного отрасли и собственниками (пользователями) жилого помещения (как в многоквартирном, так и в частном секторе) регулируются ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" только в части, которая не регламентируется жилищным законодательством. Те же условия относятся к ЖСК (в том числе к потребительским объединениям любой другой специализации) и товариществам собственников домовладений и квартир. Кроме того, данные обстоятельства распространяются на управляющие компании, работа которых заключается в предоставлении коммунальных услуг, включающих в себя холодное водоснабжение и водоотведение собственникам (пользователям) вышеуказанных помещений.
Основные понятия
Действующий Закон "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает и разъясняет ряд понятий. Рассмотрим некоторые из них. В Положении освещаются следующие моменты:
1. "Границы балансовой принадлежности" - представляют собой линии, которые проводят разделение системы водоснабжения и водоотведения. Они проходят между хозяевами в соответствии с признаком собственности либо владения на прочем законном основании. Осуществляется разделение между объектами по отношению не только к централизованным системам, но и к канализационным и водопроводным сетям.
2. "Авария" - это событие, которое носит крайне опасный характер. Обычно приводит к тому, что водоснабжение и водоотведение прекращается полностью либо частично. Причем в большинстве случаев несет в себе угрозу окружающей среде, а также человеческому здоровью. Причем неважно, где произошла катастрофа - на центральных, канализационных или водопроводных системах (включая отдельные объекты).
3. "Контрольная проба" - это анализ сточных вод, которые поступают в центральный трубопровод. Она проводится с целью точного определения свойств и состава отобранной жидкости. Забор производится из канализационного контрольного колодца.
4. "Транзитная организация" - это учреждение, которое предоставляет услугу по перебрасыванию вод. Мероприятие такого рода осуществляет также транспортировку стоков. С этой целью используются собственная система водоснабжения и канализации. Стоит отметить, что в лице данной организации может выступать также индивидуальный предприниматель.
5. "Контрольный колодец" - это скважина, которая предназначена для забора стоков от потребителя. Он обязательно оговорен либо в отдельном контракте, либо в едином соглашении на водоснабжение и водоотведение, либо в ином договоре. Кроме того, в качестве емкости для отбора может использоваться также последний колодец, расположенный на пути трубопровода от потребителя. Однако только в том случае, если он не врезан в центральную трубу.
6. "Поверхностные сточные воды" - это все, что попадает в систему водоотведения из окружающей среды. А именно: талые, дренажные, дождевые, поливомоечные и инфильтрационные выбросы.
Чрезвычайные ситуации: общие положения
В случае возникновения опасной обстановки устанавливаются особые требования, в соответствии с которыми осуществляется водоснабжение и водоотведение. СНиП содержит технические нормативы и стандарты (как государственного, так и национального характера). Кроме того, существует специально разработанная инструкция. В ней регламентируется работа с системой питьевого водопровода во время чрезвычайной ситуации.
Процедура заключения договоров
Поскольку водоснабжение и водоотведение осуществляется на основании заключенного соглашения, существуют определенный порядок его составления.
1. Когда используется центральный трубопровод, могут быть подписаны контракты 3 видов. Соглашения заключаются отдельно на снабжение или на водоотведение. Существует также договор общего характера.
2. Сделки такого рода всегда заключаются согласно принятым образцам, которые установлены российским Правительством. Данный документ заверяется, с одной стороны, абонентом, а с другой - представителем организации, оказывающей услугу. В соглашении, кроме прочего, могут быть указаны тарифы на водоснабжение и водоотведение.
3. В случае, когда органы местного самоуправления для обеспечения клиента холодной водой и канализационными сетями в качестве гаранта привлекают стороннюю организацию, вышеуказанные договора заключаются непосредственно с ней.
4. В период отсутствия поручающейся стороны абоненты могут подписать контракты (в том числе и договора единого характера) с учреждением, к трубопроводу или сточной системе которого подключены их объекты.
Основания для заключения соглашения
Договор на водоснабжение и водоотведение заключается только после подачи клиентом заявления (заявки абонента). Либо при получении подобного предложения от учреждения, предоставляющего услугу, или гарантирующей организации (при наличии таковой). Стоит отметить, что в случае, когда наниматель не может лично присутствовать при заключении соглашения, от его имени подписать все бумаги может уполномоченный представитель. Однако совершить такие действия возможно только при наличии доверенности.
Сроки проверки документов
С момента подачи заявки абонентом в организацию, предоставляющую услуги водопроводного характера, на ее рассмотрение отводится 20 дней. В случае частичного отсутствия требуемой информации (документов) на протяжении 5 рабочих дней (со дня подачи заявления) клиент получает уведомление о необходимости снабдить учреждение недостающими сведениями. Как только такое сообщение отправляется заявителю, рассмотрение материалов приостанавливается - до момента получения всей необходимой информации. Данные условия предусмотрены действующими требованиями (16 и 17 пунктами). Водопроводно-канализационное учреждение имеет полное право прекратить рассматривать вариант подключения абонента к трубопроводу либо сточной системе и вернуть ему все документы с указанием точной причины. Стоит отметить, что такие действия возможны только при несвоевременном предоставлении требуемых сведений (то есть в течение 20 дней с момента отправки уведомления).
Процесс оформления договора
Когда компания, предоставляющая услуги, либо гарантирующая организация (после выбора таковой) принимает решение о заключении сделки, абоненту направляется проект соответствующего соглашения в 2 экземплярах, в котором, кроме прочего, содержится схема водоснабжения и водоотведения. Данные документы клиент получает независимо от типа соглашения. Пакет бумаг един и в том случае, если человек заключает договор только на предоставление холодной воды или на пользование канализационной системой, либо подписывает контракт общего характера. Составление данного документа осуществляется на основании типовых образцов, которые рассмотрело и утвердило российское правительство.
Причины отказа
В том случае, когда в водопроводно-канализационную организацию поступают заявки от нескольких абонентов на подключение к центральному трубопроводу одного и того же объекта, рассмотрение данного вопроса может быть приостановлено. При этом устанавливаются определенные сроки. Если учреждением будет принято решение о приостановлении рассмотрения заявок, то все клиенты, подавшие документы, обязуются на протяжении 30 дней представить доказательства своих правомочий на подписание договора о холодном водоснабжении, водоотведении (или соглашение общего характера). То есть предъявить выписку из Единого государственного реестра на указанную в обращении недвижимость. Если в установленный срок требуемые документы (подтверждающие полномочия клиента) не будут представлены, водопроводная компания имеет право остановить принятие заявки и вернуть ее абоненту с указанием причины. С другой стороны, если поданные документы отвечают действующим правилам, организация обязуется в течение 20 дней с момента их получения направить клиенту проекты договоров (утвержденных российским Правительством) в 2 экземплярах.
Сроки рассмотрения соглашений заявителем
Абонент после получения соответствующих бумаг не позднее 30-дневного срока должен их подписать и направить один образец в учреждение, к сточной системе или трубопроводу которого он будет подключен. Когда от имени клиента выступает уполномоченное лицо, то вместе с документами должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие правомочия данного человека. Если в указанный период клиент не вернул в организацию проекты договоров, то они считаются заключенными на указанных в бумагах условиях. Такое же решение принимается в случае несвоевременного предложения о внесении изменений в разработанное соглашение. Стоит отметить, что поправки к документу рассматриваются только тогда, когда они не противоречат принятому закону.
Условия корректировки документов
С момента получения проекта договоров на подключение к системе стока или центральному трубопроводу абонент на протяжении 30 дней имеет право внести предложение об изменении в представленных бумагах. Однако данные исправления не должны противоречить Федеральному Закону, а также действующим требованиям и типовым образцам, принятым российским правительством. Клиент направляет соответствующие коррективы в организацию, с которой заключается договор, любым удобным способом. Главное, чтобы абонент получил подтверждение доставки данных документов.
Сроки рассмотрения изменений
Когда учреждение, к трубопроводу и сточной системе которого планирует подключиться клиент, получает договор с указанными поправками, оно обязуется в течение 5 дней их рассмотреть. Причем в указанный срок компания должна принять необходимые меры по устранению всех разногласий и вернуть абоненту на ознакомление и подписание новые образцы соглашений. Клиент, со своей стороны, с момента получения скорректированных документов обязуется в такой же временной период рассмотреть и подписать оба экземпляра нового договора. В случае невнесения организацией указанных изменений, а также несвоевременного предоставления исправленных соглашений заявитель имеет право обратиться в суд. При этом он может выдвинуть требования о принуждении компании к заключению договора.
Условия продления контракта
Сделка между клиентом и компанией, обеспечивающей водоснабжение и водоотведение, заключается на определенный срок, который указывается в соглашении. В случае если за 30 дней до истечения указанной даты ни одна из сторон не сообщит о его прекращении, период действия данных документов будет продлен на тот же временной отрезок. Стоит отметить, что эти же условия распространяются на внесение возможных изменений либо на заключение договора с новыми требованиями.
Оплата
На начало 2014 года для населения Москвы установлены определенные тарифы на водоснабжение и водоотведение (это касается всех жителей региона, кроме Новомосковского и Троицкого округов). Холодная вода стоит 28.40 за кубометр, водоотведение - 20.15. Цены на конец года будут несколько выше. На ноябрь 2014 стоимость кубометра холодной воды будет составлять 29.16, водоотведения - 20.69.