Правление Алексея Михайловича Тишайшего. Приказ Тайных дел
Учреждение приказа Тайных дел (год формирования приблизительно 1653-й), инициированное Алексеем Михайловичем Тишайшим, преследовало две цели. С одной стороны, он использовался как индивидуальная канцелярия государя. С другой - приказ Тайных дел выступал в роли государственного органа, принимавшего дела из остальных отделов управления. По мнению некоторых историков, новое учреждение можно рассматривать в качестве первого отдела спецслужб. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что приказ Тайных дел не был подчинен Боярской думе, а принимаемые им решения всегда шли в обход мнения столь важного Высшего Совета.
Суть деятельности
Исходя из данных, представленных чиновником Посольского приказа Григорием Карповичем Котошихиным в период его пребывания в Москве, приказ Тайных дел состоял из одного дьяка и десяти подьячих. Интересным историческим фактом является то, что думные люди, равно как и бояре, не имели права быть включёнными в его состав. Это было связано с тем, что деятельность данной организации была непосредственно направлена на наблюдение за их деятельностью. Подьячие выполняли целый ряд специальных поручений государственной важности. Например, они включались в составы посольских делегаций в разные страны, а в случае военных действий посылались с воеводами. Задачей "агентов" было тщательно следить за деятельностью воевод и послов и своевременно доносить о наблюдениях непосредственно государю. При этом заинтересованные в дружбе с подьячими послы зачастую подкупали их.
Причины появления
Подобно своему сыну в дальнейшем, Алексей Михайлович старался максимально расширить свое поле деятельности. Живейшее любопытство и неуёмная активность всегда пробуждали в нем стремление быть осведомлённым во всех делах государственной важности, вне зависимости от их масштаба и значимости, и принимать во всех этих сферах максимальное участие. Но, в отличие от своего бесстрашного отпрыска, Тишайший царь был робок по природе и высокочувствителен, и не отличался прямотой в принятии решений. История с патриархом Никоном показала, что исполнение обязанностей правителя давалось ему с трудом. Необходимостью скрыть эту часть своей сущности и можно объяснить его стремление в организации этого специального государственного органа. Ближайшим из зарубежных аналогов можно признать французскую Тайную Канцелярию, действовавшую во времена правления Людовика XV, с той разницей, что сфера ее интересов простиралась значительно дальше области внешнеполитических отношений.
Оценка современников и развитие
Во время путешествий и походов царя сопровождал целый штат служащих Тайного приказа, состоящий из секретарей, дьяков и подьячих и писарей. Со временем эта организация утратила свой мобильный характер. Приказ Тайных дел стал постоянной службой при дворе, и эти изменения произошли по мере расширения компетенции органа. Количество объектов политической жизни государства в ведении нового госучреждения стремительно увеличилось. Приказ Тайных дел вызывал закономерное опасение у современников, имевших возможность наблюдать его растущее влияние. Так, например, Татищев сравнивал его с инквизицией, А Леклерк и Коно – с "кровавым трибуналом". По мнению современных историков, создание приказа Тайных дел было первой попыткой сформировать тайную организацию. Считается даже, что этот отдел является прототипом таких структур, как царская охранка или даже НКВД. Вместе с этим приказ Тайных дел был также инструментом централизации.
Двойственность функционирования "секретной службы" царя
Но такую узкую трактовку роли приказа можно списать скорее на впечатлительность современников. История не сохранила намёков на его деятельность репрессивного характера даже во время эпохи крестьянских бунтов, например, при подавлении восстания Степана Разина. Подобные ошибки в определении круга задач первой "спецслужбы" можно объяснить как широким охватом деятельности, так и ореолом тайны, неизбежно окружавшим все государственные институты такого рода. В этом можно разглядеть личное отношение Алексея Михайловича к своему детищу. Им был составлен даже специальный алфавит для приказа, но в целом государь, по всей видимости, в дальнейшем имел весьма туманное представление о смысле деятельности учреждения.
Участие царя в деятельности тайной службы
Неопределённость ситуации привела к тому, что реестр приказа в скором времени наполнился множеством самых разнообразных дел, чей состав определялся не столько рамками истинного назначения государственного органа, сколько импульсивностью и энтузиазмом царя. Неудивительно, что в кругу ведения "кровавого трибунала" находилось место выписке из-за границы плодовых деревьев и попугаев для царских птичников и организации службы сигнальщиков в случае возникновения пожара.
Заключение
Сформированный приказ Тайных дел (год образования указан в начале статьи) обладал полномочиями вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику (с полного одобрения царя). Таким образом, можно определить, что основная деятельность организации простиралась в двух направлениях. Во-первых, это был независимый орган по рассмотрению дел, не входящих в компетенцию любых других госучреждений. А во-вторых, отдел самостоятельно вмешивался в функционирование всех канцелярий. Особенное внимание уделялось личной корреспонденции царя, известного своей страстью к изучению и правке всех письменных циркуляров, выходивших из-под пера его секретарей.