Коробка отбора мощности: устройство, принцип работы, основные типы
Коробка отбора мощности, или КОМ, - важнейший компонент, без которого невозможна работа многих видов спецтехники. Этот механизм служит для передачи крутящего момента от двигателя к различным исполнительным устройствам - лебедке, подъемнику, самосвальному кузову и т.д.
Правильный выбор КОМ в соответствии с параметрами трансмиссии и назначением техники обеспечит надежную работу всего оборудования. В статье мы подробно рассмотрим устройство и принцип действия коробок отбора мощности, их разновидности и характеристики.
Устройство и принцип работы КОМ
Коробка отбора мощности (КОМ) - это механизм, предназначенный для передачи части мощности от двигателя к вспомогательным агрегатам транспортного средства. КОМ устанавливается на коробку передач или раздаточную коробку и соединяется с их валами при помощи шестерен. Благодаря КОМ вращение коленчатого вала двигателя может передаваться не только на ведущие колеса, но и на другие механизмы.
Основными элементами КОМ являются:
- Промежуточная шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала коробки передач.
- Включаемая шестерня, соединенная с валом отбора мощности. При включении КОМ она входит в зацепление с промежуточной шестерней.
- Муфта включения, обеспечивающая соединение включаемой шестерни с валом отбора мощности.
- Вал отбора мощности, на который передается крутящий момент.
- Корпус КОМ.
Принцип работы КОМ заключается в следующем. При неработающей КОМ вращение от двигателя через коробку передач передается только на ведущие колеса. Включаемая шестерня КОМ не входит в зацепление с промежуточной. При включении КОМ происходит соединение включаемой шестерни с валом отбора мощности с помощью муфты. Включаемая шестерня входит в зацепление с промежуточной. Вращение промежуточной шестерни через пару с включаемой передается на вал отбора мощности. Отбирается часть мощности двигателя. Крутящий момент от вала КОМ через карданный вал или гидронасос приводит в действие вспомогательное оборудование.
Основные типы и характеристики коробки отбора мощности
Коробки отбора мощности классифицируют по нескольким признакам. Во-первых, по способу установки на транспортное средство они делятся на боковые, торцевые и комбинированные. Боковые КОМ монтируются на боковой поверхности коробки передач, торцевые - на торцевой части. Комбинированные объединяют в себе оба варианта крепления.
Еще один важный критерий классификации - количество выходных валов. Различают одновальные, двухвальные и трехвальные КОМ. Число валов определяется количеством агрегатов, которые приводятся в действие за счет отбора мощности.
По типу привода КОМ делятся на механические, гидравлические, электрические и пневматические. Наиболее распространены механические коробки отбора мощности.
По зависимости от сцепления коробки отбора мощности бывают зависимые и независимые. Зависимые КОМ работают только при выключенном сцеплении, независимые - вне зависимости от состояния сцепления.
Важной характеристикой КОМ является передаточное число. Оно показывает отношение угловых скоростей входного и выходного валов. Чем выше это число, тем больше снижается скорость и увеличивается крутящий момент на выходном валу.
Также коробки отбора мощности различаются по максимально передаваемой мощности. Этот показатель обычно составляет 20-25% от полной мощности двигателя, но может доходить и до 40%.
При выборе КОМ необходимо учитывать еще ряд характеристик: тип соединения с КПП или раздаточной коробкой, наличие блокировки от самопроизвольного включения, допустимые углы смещения карданных валов, массу и габариты, присоединительные размеры и др.
Таким образом, коробки отбора мощности отличаются большим разнообразием конструктивных схем и технических характеристик. Правильный выбор КОМ в соответствии с особенностями транспортного средства и условиями эксплуатации является залогом надежной и эффективной работы механизма отбора мощности.