Скульптура "Рабочий и колхозница". Автор монумента

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника – скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.

Как все начиналось

За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры, изделия из стекла. К сожалению, большая часть работ осталась неизвестна широкому кругу поклонников ее таланта. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».

В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие во Всемирной парижской выставке. Официальная тема масштабного мероприятия: "Искусство и техника в современной жизни".

Советскому Союзу было очень важно не только поучаствовать в выставке, имеющей большое международное значение, стране нужно было одержать победу в конкурсе любой ценой. Мир стоял на пороге Второй мировой войны, и соревнование в области технических достижений фактически означало жесткую борьбу двух мировых политических систем. Основными конкурентами СССР за первенство выступали Италия и Германия.

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Советским правительством ставилась задача не только создать грандиозный технологический и архитектурный проект, но и всячески подчеркивать его идеологическую направленность. В соответствии с многолетними правилами выставки страны-участницы должны оформлять свои павильоны в национальном стиле. Советский проект призван был показать всему миру превосходство отечественной экономической системы.

В объявленном конкурсе на оформление павильона приняли участие многие именитые и маститые архитекторы того времени. Победу одержал Борис Иофан, создавший проект в классическом стиле, центральную часть которого занимала скульптура. Высокая комиссия одобрила идею в целом, но отвергла памятник. Немедленно был проведен следующий конкурс, в результате которого победила Вера Мухина.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» поразила воображение комиссии масштабностью скульптурного дуэта, отличающегося легкостью и нацеленного вперед. Простые черты лиц героев памятника привлекали внимание своей молодостью и одухотворенностью, а развевающийся шарф символизировал стремительное движение к светлому будущему. Вознесенные над головой серп и молот олицетворяли единство труда рабочих и колхозного крестьянства.

Этапы возведения памятника – трудности и достижения

Теперь предстояло ускоренными темпами создавать сооружение в истинном размере. Скульптура «Рабочий и колхозница» по замыслу автора имела гигантскую высоту – 25 метров. На осуществление грандиозной работы отводилось всего полгода.

Большой размер памятника призван был не только привлекать внимание величиной, он должен был воссиять над Парижем. В качестве основы для строительства скульптуры рассматривали бронзу или медь. Эти металлы отличаются основательностью и благородным видом. Но они не обеспечивали запланированного излучения, потому что поглощали свет. Поэтому скульптор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина приняла решение возводить памятник из нержавеющего стального листа.

Сначала форму композиции сколачивали из деревянных брусков, обрабатывали поверхности столярными инструментами и добивались идеальной гладкости. Затем поверх деревянной основы выкладывали тончайшие листы стали, толщина которых не превышала миллиметра. Стальной панцирь полностью повторял деревянную форму. Изнутри стальная мозаика скреплялась при помощи сварных швов.

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью - Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина – скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Где установлен знаменитый советский памятник

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства – перед одним из входов на ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). Сегодня эта территория принадлежит ВВЦ (Всероссийскому выставочному центру), одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями. Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В музее Веры Мухиной, расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» – это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен памятник Чайковскому, расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника. Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» – это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

Комментарии