Как нарисовать сидящего человека? Правила и советы
Рисование человеческой фигуры является одной из самых сложных задач для художника. В отличие от неодушевленных предметов, передать правдоподобно позы и движения живого человека требует особого мастерства. Особенно трудно начинающим нарисовать сидящего человека так, чтобы пропорции тела выглядели естественно.
В этой статье мы разберем процесс поэтапного рисования сидящей фигуры. Рассмотрим основные принципы передачи анатомии, объема, движения. Уделим внимание выбору точки зрения, ракурса, позы модели. Дадим рекомендации по передаче складок одежды, теней и света для создания реалистичного рисунка.
Предлагаемые советы помогут как начинающим художникам с нуля освоить навыки рисования фигуры человека, так и более опытным авторам усовершенствовать свою технику.
Выбор позы и ракурса для рисования сидящего человека
При рисовании сидящего человека важно выбрать удачную позу и ракурс, которые позволят передать особенности фигуры. Как нарисовать сидящего человека интересно и естественно? Рассмотрим несколько вариантов.
- Изобразить человека сидящим боком к художнику, с поджатой ногой. Такая поза позволит показать изгибы фигуры.
- Нарисовать сидящего анфас с вытянутыми вперед ногами. В этом случае хорошо прорисовываются руки и корпус.
Для большей динамики можно выбрать нестандартную позу - человек сидит на корточках, на краешке стула и т.п. Важно найти ракурс, который наиболее выигрышно покажет особенности фигуры. Например, если нарисовать сидящего человека со спины и слегка снизу, это позволит подчеркнуть объемы спины, плеч.
Фронтальный ракурс | Хорошо передает черты лица |
Боковой ракурс | Позволяет прорисовать изгибы фигуры |
Таким образом, продуманный выбор позы и ракурса поможет грамотно изобразить сидящего человека, подчеркнув индивидуальные особенности его фигуры.
Построение пропорций и основных объемов фигуры
При рисовании сидящей фигуры важно соблюсти правильные пропорции. Как нарисовать сидящего человека пропорционально? Начнем с построения скелета - это поможет разместить основные объемы по местам.
- Проводим вертикальную ось, обозначающую позвоночник. Отмечаем точку соединения шеи и головы.
- Намечаем бедра, колени, стопы. Строим основные объемы туловища, рук, ног.
- Обозначаем голову кругом, прикрепляем шею. Намечаем размещение плечевого пояса.
Теперь можно приступать к построению объемов. Сидящая фигура имеет характерные особенности:
- Плечи обычно расположены на одном уровне, руки чаще опущены или лежат на какой-либо опоре.
- Ноги могут быть вытянуты вперед, поджаты, согнуты в коленях - в зависимости от позы.
- Спина имеет естественный изгиб в поясничном отделе.
Учитывая эти особенности, можно построить основные объемы сидящей фигуры, соблюдая пропорции. Затем прорисовать детали, тени - и сидящий человек будет выглядеть естественно.
Прорисовка деталей и создание объема с помощью светотени
После того, как построен каркас фигуры и намечены основные объемы, можно переходить к детализации рисунка. Как нарисовать сидящего человека, чтобы он выглядел объемным и реалистичным?
- Прорисовываем детали лица, прически, одежды, обуви. Важно передать характерные черты модели.
- Обозначаем складки на одежде, исходя из особенностей позы. Сидящая фигура имеет характерные складки в области колен, бедер.
- Придаем объем фигуре с помощью светотени. Располагаем источник освещения и прорисовываем соответствующие блики, собственные и падающие тени.
Для передачи объема важно обозначить границы света и тени. Их плавный переход создаст эффект рельефности форм. На более освещенных участках тени слабые, едва заметные. В теневых зонах тени насыщенные, резкие.
Грамотная прорисовка деталей и светотени позволит сделать рисунок сидящего человека выразительным и объемным. Фигура «оживет» на листе бумаги, станет похожа на живую модель.
Особенности передачи складок одежды в сидячей позе
При рисовании сидящей фигуры важно учитывать особенности складкообразования в одежде. Как нарисовать сидящего человека в одежде с реалистичными складками?
- Анализируем, как одежда прилегает к телу в сидячем положении. Отмечаем участки натяжения ткани и образования складок.
- Основные складки появляются там, где одежда прилегает к выступающим частям тела - коленям, бедрам, локтям.
- Складки на животе и груди зависят от позы - сидит ли модель прямо или сгорбившись. При наклоне вперед складки усиливаются.
Складки необходимо рисовать плавными линиями, передавая их направление. Глубокие складки обозначаем более жирными линиями с затенением. Мелкие - тонкие линии или штриховка.
Одежда на сидящей фигуре имеет характерную драпировку. Ее реалистичная передача придаст рисунку законченность и выразительность. Учет особенностей складкообразования поможет нарисовать сидящего человека в одежде объемно и естественно.