Политика в области качества на предприятии: менеджмент, повышение качества. Примеры

Политика в области качества – это те основные цели и направления организации, которые касаются качества выпускаемого ею продукта. Официальная формулировка данных положений формируется управленческими кадрами.

Политика в области качества касается различных направлений. Это могут быть рыночные и маркетинговые цели, социальные и др.

Основные задачи

Политика в области качества формируется для того, чтобы ориентировать весь коллектив на достижение поставленных перед ним целей. Если четкая и документально оформленная задача отсутствует, то деятельность предприятия в этой области будет случайной и неопределенной.

Политика в области качества (при ее документальном оформлении) обеспечивает возможность поставщикам и сотрудникам организации четко представлять себе официальное отношение руководства к тем критериям, которым должна соответствовать готовая продукция.

Ответственность

Политика в области качества на любом предприятии обладает определенными принципами, заложенными в систему менеджмента. Одним из них является лидерство руководства. Без постоянной и четко видимой главенствующей роли директора и главных специалистов предприятия данная система заранее обречена на провал. В крайнем случае можно достигнуть лишь ограниченных результатов. Только руководители высшего звена способны определить стратегические направления своей организации и построить действенную систему достижения качества продукции. Их прямая задача – взять на себя ответственность за разработку данной политики. При этом высшему руководству нет необходимости готовить точно выверенный окончательный документ. Основной задачей главных специалистов является выработка общего понимания намерений, системы взглядов и направлений развития предприятия. Формирование таких разработок в единый документ – задача специалистов службы маркетинга. В данном случае на руководителей возлагается ответственность за разъяснение сотрудникам особенностей политики предприятия. Каждый работник должен понимать ее смысл.

Создание основополагающего документа

Политика предприятия в области качества должна базироваться на предварительном анализе тех видов деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на требуемые характеристики конечного продукта. А это, в свою очередь, является поводом для того, чтобы принять ряд следующих мер:

- однозначно выявить как общие, так и конкретные обязанности сотрудников, влияющие на качество продукта;
- установить полномочия и обязанности в каждом виде деятельности, влияющем на важные характеристики товара;

- разработать системы координации и управления существующих смежных видов производства;
- выявить реальные и потенциальные проблемы качества, принимая корректирующие и предупредительные меры воздействия.

Далее необходимо обеспечить строгое соблюдение общей структуры организации, созданной для контроля над системами качества. Также должны быть ограничены рамки полномочий и каналы, через которые происходит передача необходимой информации.

Персонал и ресурсы

Повышение качества должно проходить под строгим руководством высшего звена специалистов организации. При этом обязательным условием является определение требований, предъявляемых к использованию ресурсов, влияющих на характеристики товара. Важно также установить их необходимый объем.

Обычно такими ресурсами служат:

- компьютерные программы;
- техника, применяемая в области проектных и конструкторских разработок и работ;
- аппаратура контрольно-измерительного типа;
- оборудование проверочное и испытательное.

Немаловажным фактором являются и человеческие ресурсы. Для сотрудников руководитель должен установить требуемый уровень подготовки, компетенции и квалификации.

Цели

Политику в области качества разрабатывает высшее руководство. При этом стоит иметь в виду, что документом ИСО 9001 предъявлены требования о выработке в этом направлении определенных целей. Они подлежат обязательному оформлению. Особых требований к этой процедуре не существует. Цели организации могут быть одной из частей, составляющих политику в области качества.

Пример оформления

Каким образом должна документально фиксироваться политика предприятия в области качества? Пример может быть взят из практики любой из организаций.

Этот документ оформляется, как правило, на листах, имеющих формат А4. На них доступным для понимания и простым языком должен излагаться специально составленный текст. Обязательными реквизитами документа являются следующие: наименование организации, а также подпись руководителя, утверждающего предварительно разработанные требования. Текст должен содержать не только стратегические, но и иные задачи, которые позволят поддерживать и улучшать уровень качества производимой продукции. При этом указываются способы достижения поставленных целей.

Заинтересованные стороны

Прежде всего документ, отражающий политику руководства в области качества, разрабатывают для сотрудников предприятия. Нужен он и для внешних партнеров, которыми являются заказчики и поставщики, аудиторы и органы, занимающиеся сертификацией.

Политика в области качества должна постоянно актуализироваться. Это обязательное условие при наличии влияния внешних и внутренних факторов, каковыми могут послужить изменения в организационной структуре, усиление позиций конкурентов, а также внедрение новых методик.

Этапы разработки политики в области качества

Первоначально на предприятии должно быть принято решение, подтверждающее целесообразность управления и внедрения СМК. Руководитель определяет, как создавать, а затем внедрять системный менеджмент качества. Для этого могут быть использованы собственные силы или привлечены сотрудники специализированной компании.

Далее разрабатывается стратегия по внедрению системы менеджмента качества с базовым обучением руководящего звена организации. На следующем этапе должны быть выработаны цели и определена политика в области качества. Пример наиболее часто встречающихся задач, которые отражаются в документе:

- сохранение и увеличение доли на рынке;
- удовлетворение потребностей покупателей;
- повышение рентабельности и эффективности производства;
- уменьшение задолженности и сокращение затрат;
- улучшение морального климата в коллективе.

Следующим этапом разработки стратегии по повышению качества продукции является определение пожеланий, а также требований всех партнеров по бизнесу, предъявляемых к управлению и анализу СМК. В их перечне могут быть:

- конечные потребители и клиенты;
- сотрудники предприятия;
- акционеры;
- поставщики;
- общество в целом.

Далее при разработке документа устанавливают те виды деятельности, которые участвуют в СМК. Производится их описание. В результате анализа ИСО 9001:2008 может быть сделан вывод о соответствии продукции предъявляемым к ней требованиям.

На следующем этапе устанавливается необходимая структура документации СМК организации. Определяется ее состав, правила анализа и классификации. Далее должен быть составлен график. Он укажет на основные периоды подготовки необходимой документации. На предприятии должен быть задействован внутренний аудит. Все требования СМК вводятся в действие. При этом созданной службой осуществляется контроль выполняемых мероприятий.

Важным условием является определение степени, в которой СМК организации соответствует требованиям, предъявляемым ISO 9001:2008. Для этого проводится самооценка или привлекается служба внешних аудиторов. При выявленных несоответствиях разрабатывают график проведения работ по их устранению.
Стоит иметь в виду, что количество документов СМК может в разных организациях отличаться. Объем разработанных требований зависит от вида деятельности и размеров предприятия, компетентности сотрудников, а также от сложности анализируемых процессов.

Комментарии