Конструктивный, острый, деструктивный - это о чем? Конечно, о конфликтах!
Упреки и оскорбления, унижение и гнев, раздражение и злость – эти разрушающие эмоции присутствуют в конфликтных ситуациях. От поведения во время столкновения мнений и от действий обеих сторон - клеветы, оскорблений, распускания рук, пренебрежения, злобы - зависит результат противостояния.
О причинах разногласий
Спор - конфликт деструктивный. Конструктивный диалог может возникнуть только во время нормального социального взаимодействия. Толчком к противостоянию могут стать самые разные мотивы и причины:
- экономические;
- ценностные;
- национально-этнические;
- политические;
- религиозные;
- личностные;
- другие.
Одна их сторон испытывает на себе несправедливые действия - это объект. Другая сторона - субъект - совершает поступки, вызывающие конфликтную ситуацию. Обычно причиной противостояния является субъект, совершающий разные действия в отношении «страдающей» стороны, выдающей в ответ неадекватную реакцию.
Типы и отличия конфликтов
Психологи различают два типа споров:
- конструктивный;
- деструктивный конфликт.
При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми.
Деструктивный – это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию - все это приводит к разрушению отношений.
Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем... А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.
Почему конфликты иногда полезны
Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией. Вот несколько случаев, когда это может произойти:
- образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников;
- интеллектуальный уровень группы существенно различается;
- незнание методов делового общения;
- установка на личное противодействие;
- стремление к силовым методам общения;
- несовпадение целей.
Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы делового общения, любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный – это борьба за власть, это злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы.
Про конструктивные конфликты
Причины конфликтов у женщин и мужчин совершенно разные. Для женщин важно удовлетворение личных потребностей, таких как зарплата, льготы, премии и отпуск. В коллективе с гнетущей атмосферой или при высоких рабочих нагрузках представительницы слабого пола «взрываются» первыми, но быстрее и легче успокаиваются.
Для мужской половины имеет значение властный статус, соответствие трудовых обязанностей и прав, наличие определенной формы подчинения. В случае перегрузок и ущемления прав, мужчины дольше копят в себе недовольство, не выплескивая его в коллективе.
Как сделать деловые отношения конструктивными
Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный - это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:
- обсуждать только данную проблему, а не отдельные качества личности;
- помнить, что партнеры друг другу не враги;
- сдерживаться от проявлений злости, безудержного гнева, желания отомстить или наказать;
- силовые методы борьбы могут только навредить;
- отстаивая собственную точку зрения, важно учитывать интересы оппонента;
- взаимодействие должно быть доброжелательным и открытым;
- соперникам необходимо настроиться на понимание и взаимодействие.
Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.