Школьная программа. Пунктуация - это...
Слово "пунктуация" пришло к нам из латинского языка. Дословно punctum - "точка". Пунктуация – это система, изучающая знаки препинания и условия их постановки в предложениях. Так ли уж необходимо ее использование? Неужели для понимания и передачи информации мало знания алфавита и умения писать?
Общие сведения
Из букв, означающих звуки, образуются слова. Посредством них люди общаются. Но для понимания услышанного иногда недостаточно произношения слов в определенной последовательности. Разговаривая, человек использует различные интонации, то повышая, то понижая тон. Таким образом он акцентирует внимание слушающего на сказанном. Между словами или отдельными их группами могут использоваться промежутки разной длины. Без всех этих моментов не обойтись, потому что именно они придают предложению определенный смысловой оттенок. Говорящий при помощи голоса, пауз может правильно донести информацию собеседнику. А как все это сделать тому, кто пишет, к примеру, послание? Как в письменном виде грамотно преподнести свое отношение к тому, о чем идет речь? Как показать и выразить свои эмоции? Вот в этом поможет пунктуация. Это именно тот инструмент, который помогает выделить интонацию на письме.
Значение
Наравне с орфографией пунктуация – это необходимая часть графической системы любого языка. Знание верной постановки разных знаков препинания так же необходимо, как и грамотное правописание. Без этого не будет точности и полноты в содержании текста. Что нужно для того, чтобы все читающие правильно оценивали и понимали преподнесенную информацию? Для этого необходим установленный в рамках национального языка свод правил постановки знаков препинания. В письме разных национальностей они могут иметь одинаковое графическое изображение, но отличаться своим значением и, следовательно, условием использования. Но главное не это. Важно то, чтобы представители одного языка одинаково понимали значение и обозначение того или иного знака препинания.
Характеристика
Русская пунктуация может рассматриваться в узком и широком смыслах. В первом случае речь идет об основных знаках препинания. Все знают, что в конце любого предложения ставится точка. Для передачи вопросительной интонации, выражения эмоциональной окраски понадобятся вопросительный или восклицательный знаки, многоточие. Это знаки конца предложения. Иногда части синтаксической конструкции отделяются друг от друга при помощи запятой, точки с запятой, тире, двоеточия. Их называют знаками "середины" предложения. Выделить части сложных синтаксических конструкций можно при помощи двойных элементов (запятых или тире), скобок и кавычек. Это парные выделительные знаки. Всего их насчитывается двенадцать. Для грамотного написания и правильного понимания учащимся необходимо знать об условии постановки каждого из них.
В широком смысле пунктуация – это способ пространственной организации текста. Здесь можно говорить об абзацных членениях, пробелах, звездочках и других знаках. В ходе образовательного процесса с ними тоже нужно познакомить учащихся. Это необходимо для полного понимания правил оформления и построения текста. Наиболее полно и подробно с нормами постановки знаков препинания знакомятся дети после 7 класса. До этого они получали всего лишь разрозненные принципы, которые включает в себя пунктуация. 8 класс предусматривает более углубленное изучение системы постановки знаков препинания. Идет понимание того, что посредством графических элементов текст дробится на части, письменно передается особенность строения синтаксической единицы и ее интонации.
Тест по пунктуации
При помощи специальных компьютерных заданий можно проверить уровень своих знаний в этой области. Тестирование покажет наиболее распространенные ошибки, укажет на их причины. Рекомендации, которые будут предложены после выполнения и проверки задания, помогут избежать недочетов в дальнейшем. Данной системой могут пользоваться старшеклассники, абитуриенты и учителя русского языка, а также люди, чей род занятий связан с ростом собственной грамотности и проверкой ее у других.
Из истории
Становление русской пунктуации пришлось на начало 19 века. В общих чертах она была схожа с правилами постановки знаков препинания в других европейских языках. Но пунктуация прошлых веков отличается от современной. В Древней Руси слова и предложения не отделялись друг от друга. Писцы в своей работе использовали такие знаки, как точку, крест, волнистую линию. Спустя некоторое время в письменности начинают встречаться двоеточие, скобки, вопросительный знак. На дальнейшее развитие системы повлияло введение книгопечатного дела. Только к началу 19 века, когда сформировался современный русский литературный язык, укрепляются основные понятия о правильном и едином для всех употреблении пунктуационных знаков. В это же время известный представитель грамматической науки М. В. Ломоносов начинает свой монументальный труд: создает "Российскую грамматику" (1755г). Именно этот человек в своей работе дал начало русской пунктуации как науке.
Труды ученых
Продолжил дело Ломоносова его ученик, профессор Московского университета, А. А. Барсов. Он ярко, точно и понятно изложил правила русской пунктуации в своем научном труде. Но его "Грамматика" дошла до нас только в рукописном виде. Наиболее упорядоченную и системную информацию о пунктуации предоставил академик Я. К. Грот в своей книге "Русское правописание". На протяжении многих лет исследовалась история и становление языка и отдельных его разделов. Эта книга - первый в нашей стране свод орфографических и пунктуационных правил. Труд Грота настолько известен, что до 1917 года выдержал двадцать изданий.