Существует ли «гиена огненная»? Конец заблуждениям

Вопрос о том, что такое «гиена огненная» - практически бессмысленный, поскольку словом гиена называется хищный зверь, обитающий в Евразии и Африке.

Огненным это животное ни по окраске, ни по образу жизни не является. Так что речь, видимо, идет о геенне - месте, расположенном близ Иерусалима, которое некоторые люди называют ошибочно - «гиена огненная».

Еврейская долина

Слово «геенна» - калька с греческого geenna. Это слово, в свою очередь, позаимствовано из древнееврейского языка, в котором обозначало долину недалеко от Иудейской столицы. Она называется Гинном. С местом, которое многие зовут «гиена огненная» (а на самом деле - геенна), связана история еврейского народа.

История

Библейский источник рассказывает нам о том, что воцарившийся после своего отца Давида сын его, Ахаз, был идолопоклонником и устроил в «долине Еннома» - так Библия именует долину Гинном – жертвоприношения. Здесь иудеи бросали в огонь своих детей, чтобы угодить идолу Молоху. Эти ужасающие подробности описаны в книге 2 Паралипоменон (28:3) и в пророчестве Иеремии (7:31-32). Здесь же изложено обещание Господа предать это место проклятию, чтобы оно называлось долиной убийства. Сюда, согласно пророчеству, станут бросать трупы без захоронения. Примечательно, что многие века спустя так оно и случилось. В этот крутой и глубокий ров, огибающий стену старого Иерусалима, сбрасывали мусор и мертвецов, которые не удостаивались места на кладбище, поскольку были преступниками. Геенна (неправильное произношение встречается намного чаще – гиена) огненная пылала пламенем день и ночь, чтобы из гниющего рва не распространялись инфекция и вонь. Огонь поддерживали, применяя для этого серу.

Символическое звучание

Уже во времена Иисуса Христа имя этого оврага стало символом адского огня, места суда за грехи. Евангелист Матфей, передавая речи Господа, не раз упоминает о геенне. Иисус говорит о том, что если человек чувствует, что его соблазняет грех воровства, прелюбодеяния и т. д., то ему лучше расстаться с некоторыми частями тела - теми, что олицетворяют вожделение (руки, ноги, глаза), чем погубить душу в геенне огненной. О том же свидетельствуют евангелисты Лука и Марк. У Марка «гиена огненная» (запоминайте, как правильно - геенна) характеризуется как место, где «червь не умирает и огонь не угасает», то есть область вечных мук.

Такое же значение у этого понятия в верованиях иудеев, для которых авторитетным источником является только Ветхий завет. И даже в исламе геенна огненная тоже олицетворяет ад (Коран 4:168-169).

Синонимический ряд этого зловещего понятия включает представления почти всех народов о страшном месте, где корчатся в огне души неправедных людей. Это тартар, преисподняя, тьма кромешная, область невыносимых страданий. В христианских источниках мы встречаем упоминание о том, что место обитания дьявола и страдания душ наполнено серой.

Почему суд – страшный?

Повествования о геенне тесно связаны в Священном Писании с темой судного дня. Согласно источнику, окончательный суд над всеми людьми состоится в конце времен и решит участь каждого живущего. Этот суд принято именовать «страшным», хотя в самой Библии он нигде так не называется. Писание повествует о том, как будет он проходить: ангелы соберут живых и мертвых, верующих и неверующих, поставят всех перед Христом. Судимы будут не только дела, но и каждое слово, и помысел. Праведным людям Христос приготовил царство, а грешникам вместе с дьяволом и его свитой - «огонь вечный». Другое толкование, основанное на посланиях апостола Иоанна (Иоан. 5:24, 3:18) и апостола Павла (1 Коринф. 3:11-15), утверждает, что уверовавшие в Спасителя подвергнутся другому суду, отличному от того, каким будут судимы язычники. Будет рассматриваться их христианская жизнь. Дела станут проверяться огнем – чье дело устоит, тот будет награжден, а у кого сгорит, тот спасется, но «как бы из огня».

В наши дни

Это ущелье сохранилось до сих пор, только сегодня это не геенна (и уж тем более не «гиена») огненная. Иерусалим сохранил ров как исторический памятник, куда наведываются любознательные туристы-скалолазы. А над склонами ущелья расположились современные гостиницы и развлекательные центры.

В культуре

Не удивительно, что исполненная великой тайны тема геенны стала источником вдохновения для литераторов, художников, музыкантов. Геенна огненная в качестве наказания упоминается в произведении Мельникова-Печерского «В лесах», в трагедии «Гамлет» Шекспира и во многих других художественных творениях. Вынесенная в заголовок произведения французского романиста Жориса-Карла Гюисманса, она получает метафорическое звучание, подчеркивающее, что ад существует внутри нас, а единственный выход из него – это вера.

Геенну часто изображали художники средневековья, присутствует она и в русской иконописи. «Геенной огненной» первоначально назывался альбом музыкальной группы «ДК», выпущенный в 1986 году.

Вот мы и разобрались в том, что словосочетание «гиена огненная» - это ошибочное использование фразеологизма «геенна огненная», а заодно выяснили, какой смысл таится в этом загадочном выражении.

Комментарии