Зодчий – это ремесло, профессия или призвание?

Любой взрослый человек, даже очень далекий от искусства и архитектуры, еще со школьной скамьи знает, что зодчий – это инженер-проектировщик, мастер, архитектор и строитель в одном лице. В XIV веке, согласно исследованиям академика А. И. Соболевского, слово «зодчий» пришло в русский литературный язык из книжного южнославянского. До этого времени мастеровых людей, проектировавших и строивших церкви, выполнявших их декорирование и роспись, называли церковными мастерами.

История русского зодчества

Большинство историков архитектуры называют временем начала формирования русского каменного зодчества XI век. После того как в конце X столетия князь Владимир занялся введением христианства на Руси, вместе с распространением этой религии стало развиваться строительство церквей и храмов. Для любого города Древней Руси хороший зодчий – это важнейшая персона, от которой зависит величина и красота храмов и церквей, а, следовательно, и уровень влияния и власти того, на чьи средства они возводились. До нашего времени из каменных произведений архитектурного творчества того времени дошли только Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде, черниговский Спасо-Преображенский собор и надвратная Троицкая церковь в Печерском монастыре г. Киева.

Возникновение русской традиции

В период с XI по XII вв. каждый русский зодчий - это прежде всего ученик, который изучал примеры византийской церковной архитектуры и творения своих предшественников, старался в меру своих способностей, сил и талантов воспроизвести образцы.

Великокняжеские и княжеские строительные проекты в Великом Новгороде XII века стали последними «подражательными». Вторая четверть XII века становится временем, когда возникают и развиваются собственные, русские художественные школы.

Вплоть до середины XII столетия строительства каменных церквей и храмов не велось. И только с приходом к власти Юрия Долгорукого начинается активное строительство христианских культовых сооружений из камня. Его преемник Андрей Боголюбский, стремясь умножить славу Владимирского княжества, также ведет каменное строительство.

Сегодня можно утверждать, что во время правления Андрея Боголюбского сформировалась русская школа зодчих, которая впоследствии сумела распространить свое влияние и на мастеров других княжеств, возникших в период феодальных междоусобиц и раздробленности Руси.

Две школы русского зодчества

При князе Всеволоде Большое Гнездо, правившем на Владимиро-Суздальской земле после Боголюбского, в художественных и технических приемах зодчих появляются новые черты, которые в дальнейшем приведут к появлению двух архитектурных школ. Первая, так называемая владимирская школа, продолжала классические традиции белокаменного строительства, в данном случае выполнялось сложное резное декорирование. Её представители работали в Юрьев-Польском, Суздале и Нижнем Новгороде. Вторая школа, ростовская, отличалась эффектным сочетанием кладки из кирпича и деталей из белого камня. Ее приверженцы строили в Ярославле и Ростове Великом.

Новгородско-Псковская традиция

Зародилась эта школа, по мнению историков, еще в XI столетии, когда в Новгороде был возведен Софийский собор. Однако расцвет этой традиции относится ко второй половине XIV века - времени максимального могущества и процветания Новгородской республики. Самыми заметными и значимыми образцами этого периода являются церкви Спаса Преображения на Ильине улице и Федора Стратилата на Ручью.

Псковская архитектурная традиция очень близка к новгородской, однако специалисты выделяют у нее свои особенности. Наиболее яркие творения псковских зодчих – это церкви Николы со Усохи, Василия на Горке, Кузьмы и Демьяна с Примостья и др.

Зодчество Московского княжества

В XIV-XV столетиях политическое значение Московии заметно усилилось, что привело к расцвету строительства и архитектуры. Традиции зодчества, сформировавшиеся во Владимиро-Суздальском княжестве, были успешно переняты московскими специалистами. Конец XV века можно считать временем зарождения и формирования московской архитектурной школы. Представляет этот период сохранившийся до наших дней Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Расцвет московской архитектурной школы пришелся на время царствования Ивана III, в конце XV столетия. Великий зодчий того времени, итальянец Аристотель Фиораванти, выстроил Успенский Собор в Московском Кремле.

Архитектурные традиции Русского царства

Принятие Иваном Грозным царского титула и преобразование России в царство, произошедшее в XVI столетии, стало мощным толчком для развитии всех сфер жизни общества, в том числе и архитектуры. В это время зодчий - это уже не только строитель храмов, церквей и княжеских палат. Начинают строиться и первые каменные крепости – кремли. Одним из известнейших архитекторов-строителей таких крепостей был Федор Конь, построивший стены Белого города в Москве, Смоленский кремль, а также стены Пафнутьево-Боровского, Болдинского и Симонова монастырей.

Кроме этого, ярчайшим произведением архитектурного творчества является собор Василия Блаженного (Покровский), который, согласно одной из версий, был возведен псковским зодчим Постником Яковлевым по приказу Ивана Грозного.

Эпоха Петра

Искусствовед и художник И. Э. Грабарь назвал Россию страной зодчих. В полной мере это высказывание можно отнести и к Санкт-Петербургу, который, по мнению императора Петра I, должен был способствовать превращению Московской Руси в Европу. При возведении «детища Петрова» — Петербурга — сотрудничают, взаимодействуют и соперничают между собой приглашенные из разных стран архитекторы и русские зодчие. Такие имена, как Доменико Джованни Трезини и Жан Батист Леблон, Карло Бартоломео Растрелли и Георг Иоганн Маттарнови, навсегда вписаны в архитектурную историю города на Неве. Петр I, всячески привлекавший к строительству новой столицы иностранных мастеров, между тем ставил им условие, чтобы они обучали своих русских помощников и учеников тем ремеслам и «художествам», которыми сами владеют. Одними из первых таких «доморощенных» архитекторов стали помощник и ученик Трезини Земцов и Еропкин. В дальнейшем развитии и строительстве города участвовали такие всемирно известные зодчие Петербурга, как Бартоломео Франческо Растрелли (сын Карла Растрелли), Антонио Ринальди, Николаус Гербель, С. И. Чевакинский, Карл Иванович Росси, а также множество не менее великих архитекторов.

Вместо заключения

Русское зодчество на протяжении веков не только развивалось в своем особом, национальном русле. Изменение в политической, религиозной и общественной жизни, взаимодействие с различными культурами - все это оказало огромное влияние на становление не только русской и советской, но и российской архитектуры.

Сегодня весь мир восхищается не только творениями Ф. Коня, Росси, Воронихина, Баженова и Казакова. Архитектор Власов, Фомин, Пясецкий, Савин и многие другие своим творчеством и мастерством доказали высокий уровень отчечественного зодчества.

Комментарии