Стишок «Косолапый мишка» : родом из детства
Странные люди – авторы, пишущие для детей. Во всяком случае необычные. Вспомним великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Выходец из небогатой семьи, он всегда утверждал, что является личным другом датского короля Фредерика. Мало ли каких сказок можно было ожидать от этого удивительного сказочника! Впрочем, слова великого датчанина впоследствии подтвердились.
Однако эта статья не о нем. В семье советского детского поэта Андрея Алексеевича Усачева бытовала легенда о том, что его дед был знаком с Надеждой Крупской и однажды волей судьбы повстречал тогда еще только стремящегося к власти Гитлера. Значит ли, что дед Усачева также был человеком необычным?
Волшебство детских стихов
Детские стихи… Их запоминают все. Они оставляют прочный отпечаток в памяти. Среди них «Косолапый мишка», сочиненный Андреем Алексеевичем. Удивительно гармоничные, добрые и светлые стихи. Легко воспринимаются и очень хорошо запоминаются. Даже если их читаешь впервые, все равно находишься в состоянии дежавю: кажется, что раньше уже их видел, читал. Причем создается устойчивое впечатление, что стихи эти знакомы еще с детства. Однако это – обман памяти. Как рассказывает сам Усачев, родившийся в 1958 году, писать для детей он начал с 1985 года (опять: игра цифр: 58 – 85). Соответственно, «Косолапый мишка» был написан в 80-е годы XX века.
Секрет – в ритмике?
В чем секрет детской поэзии? Почему эти стихи столь легко и свободно воспринимаются и детьми до трех лет, и взрослыми людьми, вызывая у последних улыбку и ностальгию за умчавшимся вдаль детством? Конечно же, все дело в авторе, в том духовном мире, в который он окунает своего читателя. Андрей Алексеевич обратился к детской тематике под влиянием произведений Даниила Хармса, отыскавшего родники оттепели в эпоху застоя… Усачеву, как он сам признался в интервью, данное журналу «Читаем вместе», легко даются стихи. Они интуитивно направляют его мысль, благодаря своей ритмике. (Как пример, последняя ощущается в стихотворении «Косолапый мишка».)
О «творческой кухне» Усачева
Сам себя Усачев чаще называет выдумщиком, чем писателем. Попробуем разобраться в тайнах его «творческой кухни». Есть у него один секрет: он всегда ощущает в себе ребенка, при этом не дифференцируя эту свою часть с «повзрослевшей». То есть поэт, берясь за перо, не пишет специально для каких-нибудь абстрактных, придуманных детей. Он пишет всегда для себя – осязаемого, ощутимого, понимаемого, внутри которого живет ребенок, предъявляющий критерии к творчеству.
Издревле на Руси героем сказок был и есть косолапый мишка, он же до сих пор является одной из любимых игрушек для самой маленькой ребятни. В сказках этот лесной зверь неизменно выступает сангвиником и силачом, примерным семьянином, а его детеныши – медвежата - веселы, подвижны и комичны. Папу-медведя, по народной традиции, величают Михайлом Потапычем, маму – Настасьей Петровной (на женский манер), а сынишку – Мишуткой. Именно таков медвежонок в произведении Усачева.
Иногда для создания особой, «сказочной», атмосферы в доме мы рекомендуем вам, уставшим от напряженного рабочего дня, нет-нет да и освежить в памяти полное стихотворение «Мишка косолапый». Вспомните детство. Улыбнитесь. Порой, чтобы настроение поднялось, достаточно даже прочитать хотя бы первый куплет.
Чудесность как свойство классической литературы
Немудреный ритм стиха заставляет даже взрослых забыть о своей «забытовленности» и «заштампованности» (мы говорим словами самого Андрея Алексеевича) и включиться в добрую детскую игру, далекую от «чернухи» жизни. Стихотворению присущи элементы классического произведения. Завязка: прогулка мишки косолапого по лесу. Кульминация: душевные страдания главного героя, осмеянного за неуклюжесть лесными пересмешниками. Развязка: обретение уверенности в себе от добрых советов родителей. Кстати, такой взгляд на окружающий мир присущ и для классической литературы. Вспоминаются слова американской писательницы Луизы Мэй Элкотт о том, что и во взрослом сером и скучном мире иногда случаются события, подобные восхитительной сказке, приносящие утешение. Конечно же, одним из таких вещей является и классическая, и детская литература, и, в частности, подобные стишки. «Мишка косолапый» и другие - это те произведения, которые помогают детям быть добрее, счастливее, радостнее.
Усачев о проблематике современной детской литературы
Усачев считает, что в настоящее время существуют проблемы с предлагаемой детям литературой. Не всегда тексты, попадающие в руки детям, действительно соответствуют их возрасту. В частности, в сегменте книг для самых маленьких. В прошлом веке для них писали замечательные стихи Сергей Михалков, Корней Чуковский, Агния Барто, Борис Заходер. Эта плеяда мастеров пера подарила много счастливых часов детям, прикоснувшимся к добрым, воспитывающим, захватывающим произведениям. Да и сейчас детям адресуют свои добрые и яркие произведения Марина Москвина, Тим Собакин, Ксения Драгунская. (Перечисляя имена современников, Андрей Алексеевич, из скромности, забыл упомянуть себя, поэта, написавшего: «Мишка косолапый по лесу идет…».)
Однако, как считают авторитетные детские писатели, современные российские детские издания «Молоток», «Кул», «Хулиган» зачастую снижают планку волшебства и доброты, которая должна присутствовать в детской литературе, особенно для самых маленьких. Зачастую современные авторы, создавая для детей произведения «про реальную жизнь», сводят своих положительных героев с наркоманами и наркоторговцами. В таких произведениях реальность наиграна, в ней ясно ощущается фальшь, героям таких книг верить не хочется. То ли дело - «Мишка косолапый»! Автор «поймал» запоминающиеся персонажи, «ухватил» народную фольклорную нить, сумел рассказать немудреную историю про мишку ярко, интересно.
Вывод
Рекомендуем взрослым читателям периодически освежать в памяти детские произведения, хотя бы для того, чтобы получить заряд доброты. Хорошая детская литература помогает лучше понять детей, ведь мир детства – это не что-то фантазийное и надуманное, мир детства – это наш реальный мир, только увиденный под другим «невзрослым» углом зрения.