ФЗ "О банкротстве": основные положения
Несостоятельность или так называемое банкротство представляет собой неспособность должника рассчитаться по своим долгам перед заемщиком в установленный срок, а также отсутствие возможности удовлетворить требования бюджета и внебюджетных фондов.
Согласно ФЗ о банкротстве объявить о несостоятельности может только арбитражный суд на основании заявления кредиторов либо сам заемщик. Банкротом может быть только юридическое лицо или любая организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, кроме предприятий казенного типа, пенсионного или благотворительного фонда.
Федеральный Закон (ФЗ) о банкротстве юридических лиц предполагает ликвидацию предприятия только после попытки восстановить платежеспособность юридического лица путём проведения предупредительных мероприятий. Целью данных процедур, в первую очередь, является расчет со всеми кредиторами и бюджетом, а во вторую очередь – полное восстановление платежеспособности.
Действия по предупреждению банкротства имеют смысл только в случае согласия предприятия-должника и могут быть инициированы кредиторами, государственными органами и пр. Согласно ФЗ о банкротстве основанием для подачи заявления в арбитражный суд считается:
- наличие просроченной задолженности со сроком не менее, чем три месяца;
- неспособность организации рассчитаться по своим долгам в ближайшее время.
Должник обязан уведомить всех своих кредиторов о проведении предупредительных мероприятий. При соблюдении всех требований судья в течение пяти дней со момента подачи рассматривает заявление и выносит окончательное решение.
Сначала для помощи предприятию в восстановлении его платежеспособности арбитражный суд вводит управляющего, который выполняет наблюдательную и контрольную функции. Спустя месяц управляющий предоставляет отчет о проделанной работе.
При необходимости законодательные нормы редактируются соответственно современным тенденциям и нормам. Так, например, были введены в ФЗ о несостоятельности (банкротстве) изменения, предполагающие расширение перечня мероприятий, направленных на удовлетворение требований кредиторов.
Максимальный срок слушания дела о банкротстве не должен превышать семимесячный срок. На основании проведенных исследований принимается решение о признании должника банкротом. Может вводиться такая мера, как конкурсное производство, финансовое оздоровление или внешнее управление. Причем на каждой стадии может быть заключено мировое соглашение по обоюдному соглашению сторон при полном расчете по всем обязательствам с кредиторами.
Главной задачей арбитражного суда является не объявление ликвидации юридического лица, а в соответствии с ФЗ о банкротстве предоставление помощи предприятию, попавшему в затруднительную ситуацию. Ликвидация проводится только после того, как все вышеперечисленные мероприятия не принесли должного результата. Тогда деятельность управляющего будет направлена на удовлетворение требваний кредиторов и государственных органов. Рассмотрение дела может быть отложено на основании ходатайства должника, если в ближайшее время он планирует погасить всю имеющуюся у него задолженность.
Как правило, введение внешнего управления дает надежду на получение значительного эффекта. Через месяц внешний управляющий должен предоставить отчет о проделанной работе и информацию о перспективах дальнейшего проведения мероприятий. После полного удовлетворения требований кредиторов и бюджета оценивается перспективность юридического лица, то есть целесообразность его существования. Арбитражный судья выносит вердикт: либо констатирует невозможность дальнейшей деятельности, либо фиксирует положительную тенденцию временного управления и позволяет юридическому лицу возможность продолжать свою деятельность с новыми силами.