Федеральный конституционный закон РФ
В любом государстве существует своя система права, она основана на сложившихся традициях, уровне правосознания, политической стабильности и многих других аспектах. Однако непременным элементом любой такой системы является правовой акт властных институтов.
Юридический базис государства
Россия - страна с федеративным устройством. Это означает, что в составе ее существуют субъекты, обладающие определенной самостоятельностью, в том числе и правовой. Это вносит свои коррективы в процесс законотворчества. Главным законом у нас является Конституция, одобренная в 1993 году, которая и установила основные процессуальные процедуры и виды законов, действующих на территории РФ. В этот период в нашей стране появляется особый надзорный орган - Конституционный Суд. Он призван осуществлять независимое судопроизводство, основываясь на нормах Основного закона. Новая Конституция нашей страны установила принципы деятельности этого органа, а летом 1994 г. был принят федеральный закон « О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющий основные моменты в работе этой правовой единицы. В частности, там прописан порядок формирования КС РФ, количественный и качественный состав судей, а также процедура назначения Председателя данного суда.
Классификация российского законодательства
В юриспруденции заведено делить все правовые акты на два вида: законы и подзаконные акты. Причина этой дифференциации объясняется достаточно просто: все зависит от юридической силы нормативного акта. А она, в свою очередь, определяется в зависимости от органа или должностного лица, принимавшего какой-либо юридический документ, а если быть более точным, то положением этого органа или должностного лица в иерархии государственной власти. Поэтому действует достаточно простой принцип: чем выше положение должности или института власти, тем сильнее юридическая сила акта. В нашей стране власть подразделяется на 3 группы: судебную, исполнительную и законодательную, каждая из них в пределах сферы своей компетенции может принимать различные нормативные акты. Однако понятно, что законодательная власть пользуется главенством, поэтому ее правовые нормы являются главными в отношении других актов ветвей власти и оформлены в виде законов, которые можно разделить на два типа: федеральный конституционный закон и федеральный закон.
Нюансы правотворчества
Итак, мы определили иерархичность законодательной системы России. Главным органом этой власти является Федеральное Собрание, которое в свою очередь делится на две палаты: Государственную Думу (нижнюю палату), которая состоит из 450 депутатов, избранных на основе равного тайного голосования, и Совет Федерации ФС. Последний состоит из 170 сенаторов, избираемых от представительного и законодательного органа субъекта РФ. Законы в нашей стране принимаются ГД, которая, в свою очередь, является высшим законотворческим органом государства, поэтому эти документы, обладают самой большой юридической силой и действуют на всей территории нашей страны. Однако и среди них тоже есть юридическая дифференциация. На вершине правового Олимпа находится Конституция РФ, ни один правовой акт не может ей противоречить, иначе он подлежит отмене. На одну позицию ниже находится федеральный конституционный закон. Такие законы регулируют правоотношения, зафиксированные в Основном законодательном акте страны, но они их конкретизируют, делают более глубокими и проработанными. Еще ниже находятся федеральные законы, которые регулируют все остальные виды юридического взаимодействия.
Законы
ФКЗ (федеральные конституционные законы) РФ в количественном отношении занимают меньший объем в общей нормативной базе государства. Однако наша страна является по своему устройству федерацией, поэтому в системе законодательных актов присутствуют и правовые нормы субъектов РФ. Поэтому на территории нашего государства действует принцип предметов ведения и их разграничения. Что это означает? На самом деле все довольно просто. Во-первых, существуют предметы ведения исключительно РФ, по которым принимают федеральный конституционный закон, ФЗ (федеральный закон). Ни один нормативный акт региона страны не может ему противоречить, если же такое произошло, то он подлежит отмене. Во-вторых, существуют предметы обоюдного ведения Федерации и ее субъекта, по которым также принимают и федеральный конституционный закон, и федеральный закон во всем их многообразии, а в случае противоречия действует тот же принцип, что и в первом варианте. В-третьих, существуют предметы ведения исключительно субъекта РФ, а вот тут, если возникает противоречие, то силу приобретает н/п акт субъекта РФ. Но даже в этом случае он не может противоречить Конституции России.
Подзаконные акты
Теперь разберемся с нормативными актами, издаваемыми исполнительной ветвью власти. Здесь действуют такие же принципы юридической силы акта, как и в случае с законодательной ее разновидностью. Главным носителем исполнительной власти в РФ является Президент страны, поэтому его распоряжения будут обладать наибольшей силой. На позицию ниже будут стоять распоряжения Правительства нашей страны, которое вкупе с Президентом осуществляет исполнительную власть. Еще ниже - распоряжения федеральных министерств и ведомств. Аналогичные нормативные акты регионов действуют только на их территории, и взаимоподчинены по этой же схеме. На самой нижней позиции в этой иерархии будут находиться документы местного самоуправления в виде решений. Все правовые акты, принятые нижестоящими органами и должностными лицами, могут быть отменены вышестоящими инстанциями, такой порядок определяет Федеральный конституционный закон «О правовых основах федеративного государства»
Появление нормативно-правового акта
В России правотворчество проходит пять основных этапов: законодательная инициатива, обсуждение (три чтения), голосование, промульгация и публикация. При этом существуют процессуальные различия. Федеральный конституционный закон Российской Федерации принимается квалифицированным большинством, для этого необходимо одобрение двух третей (2/3) голосов в ГД РФ и трех четвертей (3/4) СФ РФ. Также его особенностью является то, что глава государства не может его отклонить. В случае с федеральным законом президент может не согласиться с его принятием, тогда он идет на повторное рассмотрение обеих палат. И если он будет одобрен большинством двух палат парламента, то в таком случае подлежит подписанию со стороны главы РФ. Закон и иной документ правового характера приобретает силу после истечения десяти дней с дня его обнародования. Таков механизм создания законов и подзаконных актов в нашей стране.