Законодательная власть в Российской Федерации

 

Уже в самом понятии «законодательная власть» заложена одна из основных функций – законодательная. Кроме этой задачи, законодательная власть выполняет финансовую и контрольную функции. Рассмотрим каждую функцию подробнее.

Законодательная функция

Только парламент имеет исключительное право создавать законы - правовые нормативные акты, которые после Конституции имеют большую юридическую силу. Ни один другой государственный орган Российской Федерации не обладает таким правом, только законодательная власть. В рамках полномочий государства или его субъектов могут быть урегулированы любые вопросы и любая сфера общественных отношений. Именно урегулированы общими правилами закона, а не просто решены в том или ином конкретном случае. Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации, то есть из нижней и верхней палат соответственно. 94 статья Конституции РФ говорит о представительном и законодательном характере этого органа.

Финансовая функция

Она заключается в принятии бюджета государства и контроле над его исполнением. Федеральное Собрание устанавливает рамки расходов и уровни доходов, принимает бюджет и утверждает отчет об исполнении бюджета. Финансовая функция стоит между законотворческой и контрольной: принятие бюджета – это законотворчество, а принятие бюджета и контроль над его исполнением – один из видов регулирования деятельности исполнительной власти.

Контрольная функция

Это система сдержек и противовесов, объектом которой являются органы исполнительной власти. Парламентский контроль над исполнительной властью не позволяет ей «навязывать» свои методы управления государством и игнорировать деятельность и активность демократических организаций и институтов. Осуществление контроля – это не только проверка работы государственных органов и наложение санкций за нарушения, но и право участвовать в процессе формирования и организации высших органов госвласти. Санкции, которые накладывает законодательная власть, заключаются в выражении порицания, вотуме недоверия или импичменте. Эффективность контроля и уровень полномочий зависит от:

  • формы государственного правления – в России работает принцип разделения властей, когда все ветви власти функционируют самостоятельно;
  • наличия оппозиции – если правительство и парламентское большинство являются членами одной партии, то результативность контроля заметно снижается;
  • конституционных традиций.

На этапе контроля важно взаимодействие с органами судебной власти, которая подчиняется только Конституции России и федеральному закону: законодательная власть, в частности Совет Федерации, назначает судей высшей инстанции, а Конституционный Суд, в свою очередь, решает вопросы о конституционном соответствии принимаемых законов и нормативных актов. Нормативно-правовые акты и законы или их отдельные положения считаются утратившими силу, если Конституционный Суд решил, что закон, нормативный правовой акт или их отдельные положения противоречат Конституции.

Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, делегированная народом, которая разрабатывает и принимает законы и нормативные правовые акты, регулирующие все сферы общественной жизни, и осуществляющая финансовую и контрольную функции. Функции законодательной власти закреплены в Конституции России на разных уровнях, но это не означает, что какие-то из них основные – все функции связаны, и их совокупное исполнение дает представление о том, какую же роль играет законодательная власть среди других ветвей власти.

Комментарии
Спасибо, все очень понятно.