Парламентский контроль в Российской Федерации
ФЗ "О парламентском контроле" регулирует общественные отношения, касающиеся осуществления палатами ФС, их комитетами, а также членами СФ, депутатами Госдумы, комиссией по расследованию обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки, Счетной палатой надзорной деятельности, предусмотренной нормативными, в том числе конституционными, актами и регламентами. Рассмотрим далее некоторые положения документа.
Цели
Парламентский контроль в Российской Федерации направлен на:
- Обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.
- Защиту гарантированных свобод и прав человека и гражданина.
- Укрепление правопорядка.
- Выявление актуальных проблем в работе госструктур, повышение результативности госуправления и привлечение внимания соответствующих институтов и должностных лиц к обнаруженным недостаткам для их устранения.
- Исследование практики применения нормативных положений, выработку рекомендаций, ориентированных на совершенствование правовой системы и повышение эффективности ее функционирования.
- Противодействие коррупции.
Ключевые принципы
Закон "О парламентском контроле" определяет ряд основных положений, на которых базируется вся система надзора. В частности, выделяются следующие принципы:
- Соблюдение свобод и прав человека и гражданина.
- Законность.
- Системность.
- Разделение власти.
- Гласность.
- Независимость и самостоятельность уполномоченных институтов.
Информация о надзорной деятельности доступна и открыта для СМИ и общества. Она может распространяться и с помощью сети Интернет. ФС обеспечивает доступность сведений, кроме данных, открытость которых ограничена нормативными актами. Понятие парламентского контроля необходимо отличать от расследований, судопроизводства, оперативно-розыскных мероприятий, работы государственных и муниципальных структур. Не допускается вмешательство уполномоченных субъектов в указанные виды деятельности.
Органы парламентского контроля
К субъектам, уполномоченным на осуществление рассматриваемого вида надзорной деятельности, относят:
- Палаты ФС. Ими являются Госдума и Совет Федерации.
- Комиссии и комитеты палат ФС.
- Депутатов Госдумы, члены СФ.
- Парламентскую комиссию, уполномоченную на осуществления расследования обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки.
Парламентский контроль в Российской Федерации уполномочена осуществлять и Счетная палата (СП). Она, выступая в качестве высшего института государственного аудита, подотчетна ФС. Порядок ее участия в надзорной деятельности регламентируется ФЗ №41 и ФЗ №52.
Формы реализации полномочий
Парламентский контроль исполнительной власти выполняется путем:
- Рассмотрения Госдумой вопроса, касающегося доверия Правительству.
- Заслушивания на заседаниях информации должностных лиц исполнительных структур, иных госорганов, внебюджетных фондов, депутатов Госдумы. Указанные субъекты представляют доклады также уполномоченным комиссиям и комитетам.
- Заслушивания сведений по вопросам чрезвычайного характера от Председателя Правительства, его заместителей, руководителей Центробанка и ЦИК.
- Приглашением членов Высшего исполнительного института и прочих должностных лиц на заседания комиссий и комитетов палат ФС.
- Заслушивание ежегодных итоговых отчетов Правительства о результатах его работы, ответов на поставленные Госдумой вопросов.
Надзор в бюджетной сфере
Парламентский финансовый контроль предполагает:
- Проведение палатами ФС, их комитетами, СП мероприятий по выполнению предварительной, текущей и последующей проверок в области бюджетных отношений.
- Рассмотрение Госдумой годовых итоговых отчетов Центробанка, принятие по ним решений.
- Заслушивание докладов ЦБ о работе регулятора. Оно осуществляется в процессе представления итогового отчета и ключевых направлений единой кредитно-денежной государственной политики.
- Выполнение в отношении Центробанка прочих форм парламентского контроля в соответствии с ФЗ №86.
- Назначение на пост и снятие с него Председателя СП, его заместителя и аудиторов.
- Взаимодействие Госдумы и СФ со Счетной палатой в формах и в случаях, установленных нормативным актом №41.
Прочие формы деятельности
Парламентский контроль в РФ предусматривает также:
- Заслушивание СФ ежегодных итоговых докладов Генпрокурора о состоянии правопорядка в стране.
- Взаимодействие Госдумы с Уполномоченным по правам человека.
- Направление представителей от палат ФС в структуры, создаваемые в соответствии с действующими нормативными актами, а также отзыв этих лиц.
- Организацию парламентских расследований и слушаний.
Надзор при издании нормативных актов
Парламентский контроль устанавливается над процессом принятия проектов правовых документов, разработка и утверждение которых регламентируется федеральным законодательством. Палаты ФС осуществляют надзор за соблюдением Правительством и иными госструктурами сроков принятия актов, полнотой регулирования возникающих правоотношений для выявления пробелов. Парламентский контроль такого характера осуществляется в порядке, установленном в регламентах СФ и Госдумы. Не позднее, чем через месяц с даты окончания квартала, Правительство отправляет в палаты ФС сведения о процессе разработки и ожидаемых сроках принятия актов.
Заслушивание ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ
Осуществляя парламентский контроль, представители палат ФС вправе приглашать должностных лиц Правительства и прочих госструктур на заседания. В ходе их проведения отводится время для заслушивания ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ. В рамках такого "правительственного часа" совместно с представителями Правительства и прочими должностными лицами может приглашаться аудитор из Счетной палаты, руководящий соответствующим направлением ее деятельности. Кроме этого, могут обсуждаться и другие вопросы. Например, они могут касаться эффективности использования бюджетных средств по конкретным направлениям, достижения показателей целевых программ. Комиссии и комитеты палат, осуществляя парламентский контроль, могут приглашать министров и уполномоченных ими служащих на свои заседания.
Запрос
Он направляется палатами ФС Председателю и членам Правительства, Генпрокурору, руководителям Центробанка и прочих государственных, региональных или муниципальных структур, внебюджетных фондов по вопросам, относящимся к компетенции указанных институтов. Должностное лицо, получившее запрос, обязано дать ответ на него устно на заседании палаты. По согласованию с Парламентом допускается его направление в письменном виде в пятнадцатидневный срок с момента получения вопроса или в иной период, установленный ФС. При признании ответа неудовлетворительным Госдума или СФ вправе направить повторный запрос.
Расследование
Оно касается обстоятельств и фактов, имеющих отрицательные последствия для государства и общества. Парламентский контроль в такой форме может осуществляться путем создания комиссии на паритетной основе. Расследование выполняется в порядке, предусмотренном нормативным актом №196, принятым 27 декабря 2005 г.
Надзор за деятельностью представителей палат ФС
В организациях, образованных Российской Федерацией в соответствии с нормативными актами, формируются наблюдательные советы. Их члены, выступающие в качестве представителей Госдумы и СФ, обязаны представлять ежегодно отчет о своей работе на заседаниях профильных комитетов при соответствующей палате. В регламентах может предусматриваться иной порядок предоставления докладов.
Предварительный бюджетный надзор
В рамках парламентского контроля палаты:
- Обсуждают проекты ключевых направлений государственной бюджетной и налоговой политики.
- Рассматривают планы программ и предложения о внесении изменений в них.
- Участвуют в обсуждении проектов нормативных актов о федеральном бюджете, о расходно-доходных статьях внебюджетных фондов на предстоящий и плановый год, рассматривают и утверждают их.
Государственные структуры, ответственные за выработку и реализацию госпрограмм, вместе с представлением соответствующих планов Правительству направляют их в Госдуму. В нижней палате проекты рассматриваются профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету. Минфин вместе с внесением плана по основным направлениям финансовой и налоговой политики государства на обсуждение Правительством представляет их в Госдуму. В нижней палате рассмотрение этих проектов осуществляет Комитет по обязательным отчислениям и бюджету. Госдума не позже одного дня (рабочего) после получения соответствующих проектов адресует их в СФ.
В случае необходимости по представленным планам могут проводиться парламентские слушания. В них участвуют комитеты СФ и Счетная палата. Заключения, оформленные профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету, финансовым рынкам, федеративному устройству, местному самоуправлению, региональной политике и делам Севера, рекомендации, составленные на заседаниях, направляются в Правительство.
Текущая работа
В рамках такого контроля рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся исполнения госбюджета, расходно-доходных статей внебюджетных фондов. Обсуждение осуществляется на заседаниях комиссий и комитетов палат ФС в ходе слушаний. Обсуждению подлежат вопросы, поставленные в запросах, направленных в соответствии с нормативным актом №3.
Последующий надзор
Парламентский контроль в такой форме предполагает обсуждение и принятие отчетов по исполнению госбюджета, доходно-расходных статей внебюджетных фондов в соответствии с БК. В процессе рассмотрения годового итогового доклада на заседании выступает глава Минфина. Отчет об исполнении бюджета и доходно-расходных статей внебюджетных фондов представляет также Председатель СП. По результатам обсуждения докладов и предоставленных итоговых документов Госдума отклоняет либо принимает нормативный акт.
Заключение
Как следует из ФЗ №52 "О парламентском контроле", данная деятельность включает в себя различные мероприятия. Они могут реализовываться разных формах и предусматриваются нормативными актами и регламентами. Многие из установленных мероприятий осуществляются с привлечением представителей других госструктур. В частности, на заседание могут приглашаться должностные лица Счетной палаты, Генпрокурор. Большой объем работы выполняют профильные комитеты и комиссии палат ФС. Особое внимание при проведении парламентского контроля уделяется исполнению бюджета, деятельности представительных структур, принимающих нормативные акты. Парламентский контроль считается специфическим направлением надзорной деятельности. Его основной целью выступает обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.