Что такое скороговорка? Скороговорки для детей для дикции. Сложные скороговорки
В настоящее время довольно часто на уроках в начальной школе учителя используют скороговорки. В некоторых учебных программах для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Несомненно, опытный педагог может доступно объяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, разъяснить различия и сходства с иными жанрами народного творчества. Но в учебной программе не учтён такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторических сведений по этой теме немного.
Что такое скороговорка
Произведения данного жанра представляют собой особенные увлекательные явления, которые можно встретить как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее далеко не все могут доступно объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие вспомнят, как захватывала магия слов в текстах типа следующего: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!». В данном случае представлена одна из вариаций данной скороговорки, которых можно встретить огромное количество.
Происхождение скороговорок
Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к примеру, пословиц, загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.
Первое собрание скороговорок
В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной тематике. Заслуга В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал первые попытки систематизации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза. Интересно заметить, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, скорее, для взрослого по своему смысловому значению. Среди отмеченных сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.
Определение скороговорки по В. Далю
В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу. К примеру, в скороговорке «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как следует, то есть неудачно и невпопад.
Разнообразие скороговорок
Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения занятий с детьми, у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.
Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества
При изучении скороговорок как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. Например, в ходе анализа были выявлены общие признаки между скороговорками и пословицами. Также схожие черты были отмечены и с поговорками. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.
Издания оригинальных скороговорок
После того как В. Даль опубликовал свои труды, на протяжении довольно длительного времени никто не брался за подобную работу. И только в начале двадцатого века в некоторых изданиях постепенно начали появляться необычные произведения данного жанра народного творчества. К примеру, отдельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы крупнейшего знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некоторое время, в 1964 году, более тридцати текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми значимыми фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Отдельно хотелось бы выделить среди прочих авторов Г. Науменко, который издал сборник большого формата по фольклору. В нем были собраны исключительно русские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких авторов, как В. Бирюков, И. Фридрих, А. Анисимова, М. Новицкая и другие.
Авторские скороговорки
В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление – появились авторские русские скороговорки. Но стоит отметить, что изначально среди таковых было выявлено лишь одно произведение данного жанра Д. Хармса под названием «Иван Топорышкин». Среди многочисленных публикаций в детских книгах и журналах Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Однако благодаря труду В. Лунина под названием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени считались достоянием народа. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.
Значение скороговорок для развития речи
Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.
Методика занятий по разучиванию скороговорок
После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с использованием текстов этого жанра. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.
Способы работы с детскими скороговорками
Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.