Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Звукопись – это один из приемов художественной изобразительности в литературе, который основан на эффекте фонетической выразительности слова. Речь, организованная определенным звуковым образом, обладает большой эмоционально-экспрессивной силой.

Чем литературные жанры отличаются от приемов

Нередко задают вопрос: звукопись – это жанр или художественный прием? Конечно же, это прием, средство, инструмент, при помощи которого автор может создавать чарующие произведения в любом жанре. В этом контексте стоит сказать несколько слов о различных жанрах литературы. Жанром принято называть некую давно сложившуюся систему, объединяющую в себе произведения, которые имеют между собой черты сходства по форме или по содержанию. По форме литературные творения могут быть разделены на повести, рассказы, романы и т. д. По содержанию это, например, деление драматурги на драму, комедию или трагедию, а лирических произведений - на оду, эпиграмму или элегию.

Жанровые особенности

Если роман – это большое произведение с обилием героев, сюжетных линий, проблем, то рассказ – это малая форма, обычно он ограничивается повествованием об одном событии в жизни одного или нескольких героев. Если поэма предполагает серьезное лиро-эпическое повествование с сюжетом, то лирическое стихотворение рассказывает о психологическом мире чувств и переживаний. Каждый из жанров владеет своим набором художественных инструментов для создания большей выразительности. Изобразительно-выразительные средства, к коим относится звукопись, характерны больше всего для лирических и лиро-эпических жанров.

Поэзия говорит особым языком

Звукопись – это прерогатива поэзии, вот почему фонетически отточенное стихотворное произведение невозможно без потерь пересказать обычным прозаическим языком. Главный принцип усиления звуковой выразительности поэтической речи таится в особо подобранных словах, звуки которых своеобразно сливаются, перекликаются или, наоборот, контрастируют друг с другом. Это увеличивает образность слов и представляет перед внутренним взором читателя невероятно экспрессивную картину.

Средства звукописи

Они многообразны. Среди них можно выделить такой замечательный прием, как подбор в соседних стихотворных строках слов с близким звучанием. Например, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник», в описании «града Петрова», использует сочетания согласных «г», «т», «с» и раскатистого «р», отчего в сознании читателя явственно встает облик грандиозного строгого города, бурной реки, скованной гранитом, и высоких стройных зданий. А в поэме «Полтава» Пушкин рисует портрет императора, которым он был восхищен, через повторяющиеся гласные «о», «а» в сочетании с согласными «п», «т», «р». И перед нашими глазами возникает образ величественного царя, увлеченного большими идеями: он «прекрасен», а его взгляд «горд», «полон славы» и «ясен». Он – «пирует», и его пир – это не стол, уставленный яствами, а широта и размах преобразований.

Почему мы наслаждаемся хорошими стихами

Прием звукописи, при котором в перекличку вовлечено несколько много раз повторяющихся звуков, доставляет слушателю особое эстетическое удовольствие. Таковы начальные строчки знаменитого стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова, создающие музыку простора и плавного движения воды. Тот же прием звукописи мы видим в стихотворении Афанасия Фета «Чудная картина». Особая мелодия есть в стихах Сергея Есенина и Александра Блока, а также в лирических творениях других гениальных поэтов.

Языком литературоведения

Есть и собственные литературоведческие термины, которыми определяется звукопись: аллитерация, ассонанс. Они обусловлены определенным созвучием либо согласных, либо гласных. Аллитерацией именуют намеренное повторение одних и тех же согласных в строке. Например, в третьей главе романа «Евгений Онегин», в описании лунной ночи, когда не спит, мучимая любовью, Татьяна, Пушкин использует аллитерацию звука «н» в девятой строке шестнадцатой строфы. В десятой строчке – это уже повторение согласного «д», в одиннадцатой – мы видим аллитерацию «с», и в следующей – «в».

Благозвучные стихи не только дарят наслаждение, они врезаются в память. Нередко заголовки, в которых автор использует фонетические приемы, помимо воли привлекают наше внимание. Звукопись (аллитерация) присутствует, к примеру, в заглавии лирического произведения Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте», где повторяются поочередно согласные «с» и «т».

Звукопись и смысл

Нередко при помощи аллитерации автору удается передать внутренний смысл описываемых событий. Так, в стихотворении Константина Бальмонта «Я устал от нежных слов» повторением звуков «р» в словах «порвать», «кричащих», «лазурь» и «бурь» автор добивается смыслового эффекта разъятости, разрыва. О них он пишет как о желаемом для себя состоянии.

Символика в звуках

Нередко звукопись – это и способ символически обозначить некие вещи. В стихотворении «Русалка», которое написал восемнадцатилетний Лермонтов, аллитерация согласных звуков «с» в описании того, как наяда старалась доплеснуть до луны водную серебристую пену, дает нам некие незвуковые ощущения. Мы чувствуем особое состояние – полуфантастическое, сверхъестественное, напоминающее о мире духов и снов. Также сочетание сонорных согласных в речах Лесного царя из одноименной баллады Василия Жуковского передает полусонное, заторможенное состояние смертельно больного ребенка.

Звуки и ассоциации

Исследователи убеждены, что фонетический строй способен создавать в человеческом сознании некий ассоциативный круг, когда звучание слова влияет на то, как мы его воспринимаем. Сравните слова «кукарача» и «долина», «лилия» и «скрежет». Слово «хрустальный», благодаря сочетанию фонем, рисует в воображении что-то хрупкое, прозрачное, светлое. Да и в самих этих прилагательных проявляется, благодаря аллитерации «р», «п», «с», это же самое значение. Согласные звуки бывают дрожащими, ласкающими или гремящими. Усиленным повторением звуков «р», сочетаний «гр» поэту удается нарисовать громыхание раскатистого грома, как это делает Федор Тютчев в «Весенней грозе» или горячего жестокого боя, как предлагает Пушкин в поэме «Полтава». Поскольку все фонемы принято в поэтической речи делить на резкие и нежные, тихие и громкие, гармоничные и дисгармоничные, то использование тех или других становится ярким стилистическим средством в художественном арсенале мастера.

Сила аллитерации

Аллитерация как удачный речевой прием используется широко в скороговорках, некоторых поговорках и пословицах. Согласные звуки в русском языке обладают смыслоразличительной функцией, их значительно больше, нежели гласных. Если мы запишем какое-нибудь слово, используя одни только гласные, его значение не будет нам открыто. Например, о чем скажет сочетание звуков «ееяеие»? Если мы то же самое слово запишем одними согласными, то все же прочтем его: «змлтрсн». Зашифрованное слово – «землетрясение». Аллитерация, которую представляет звукопись, – это в литературе самый распространенный прием. Тем не менее, не стоит недооценивать звуковую изобразительность гласных звуков.

Тайна ассонанса

Повторение гласных в строке называется ассонансом. Основан он на повторении ударных гласных, однако и безударные, если они не подвергнуты изменениям, могут усиливать ассонанс. В лермонтовском «Парусе» повторяющаяся гласная «е», перерастающая в перекличку звуков «о», создает впечатление необъятного простора, в котором неразличимы границы неба и земли. В центре этой картины отчетливо сияет крошечная точка одинокого парусника, отчеканенная широким гласным «а».

Благозвучно присутствуют повторения фонемы «у» в стихотворении «Бородино»: «у наших ушки на макушке…» Прекрасен ассонанс того же звука в стихотворении Бальмонта «Камыши».

Еще эффектней выглядит сочетание аллитерации и ассонанса. В «Камышах», например, доминирующая гласная «у» удачно сочетается с шелестящими фонемами «ш», «ч». Все это создает атмосферу, которую читатель почти ощущает слухом, зрением, осязанием. Звукопись (ассонанс) великолепно проявляется вместе с аллитерацией в стихотворении Бориса Пастернака «Свеча». Первая строка изобилует протяжными «е», вторая – глухими «с» и сонорными «л». Все вместе дарит нам изумительный образ зимней ночи, в которой происходит таинство любви. А строки ласкают слух непревзойденной мелодией.

Контраст как выразительный прием

Иногда поэт может использовать в качестве выразительного художественного инструмента противопоставление контрастных друг другу звуков. Так, в упомянутом уже стихотворении Бальмонта «Я устал…» сочетание звуков, рождающих чувство неги, в словах «снов», «слов», «цельных», «устал», «колыбельных», «напевов» резко противопоставляется звукам в эпитетах «горящих», «кричащих», «бряцаний», «пиров», «восклицаний», в которых слышатся шум, натиск, стремительное движение.

Анафора

Звукопись – это еще и анафора, стилистический прием, в котором фраза зиждется на повторении сходных звуков в начале каждого синтаксического ряда (строфы, полустишия т. д.). Звуковую анафору мы наблюдаем в строках «Глубокий сон тебя настигнет / Глубины мыслей разорвав». Иногда анафора проявляется в повторении одинаково звучащих частей слова, как в стихотворении «Узник» Лермонтова, где герой просит «черноглазую девицу» и «черногривого коня». Смысловой анафорой могут пользоваться авторы, строящие поэтическое повествование на повторении целых слов: «Еще не царствуют лучи / Еще совсем не властно пенье птиц над миром». Звуковые повторы могут заключаться и в повторении целых синтаксических конструкций: «Был бы я военным / Носил бы я погоны». Разновидность строфической анафоры - когда один звуковой состав, выраженный чаще всего в одном каком-либо слове или фразе, повторяется в начале каждой последующей строфы или в ее конце. Примером может послужить известное стихотворение Арсения Тарковского «Лето прошло».

Союз инструментов

Анафора – верная союзница другой стилистической фигуры – градации. Смысл ее коренится в постепенном усилении эмоционального накала: «Снится улица, снится город, снится планета в колыбели из звезд». Здесь градация создается путем использования анафоры и слов, лексически расширяющих область описания.

В заключение

Мы рассмотрели значение слова «звукопись», убедились в том, что жанры и художественные приемы – это не одно и то же, и звукопись нельзя отнести к жанрам, но можно считать выразительно-изобразительным средством в литературном творчестве. Мы рассмотрели также некоторые виды звукописи и их особенности на примере творений русских поэтов.

Определенный интерес представляют принципы звукописи в произведениях, созданных на других языках, но это уже тема отдельного исследования.

Комментарии