Концепции исторического развития кратко. Исторические ступени развития общества
Есть ряд вечных вопросов, которые издавна будоражат умы. Кто мы? Откуда произошли? Куда идем? Это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются обширные дисциплины, такие как философия.
В данной статье мы попытаемся разобраться в том, что человечество делает на Земле. Познакомимся с мнениями исследователей. Одни из них рассматривают историю как планомерное развитие, другие – как цикличный замкнутый процесс.
Философия истории
Эта дисциплина за основу изучения берет вопрос нашей роли на планете. Есть ли вообще смысл во всех событиях, которые происходят? Мы их пытаемся задокументировать, а после связать в единую систему.
Однако кто на самом деле является действующим лицом? Человек творит процесс, или события управляют людьми? Эти и многие другие проблемы пытается решить философия истории.
В процессе исследований были выделены концепции исторического развития. Далее мы обсудим их более подробно.
Интересно, что сам термин «философия истории» впервые появляется в трудах Вольтера, но разрабатывать его начал немецкий ученый Гердер.
История мира всегда интересовала человечество. Еще в античный период появились люди, пытавшиеся записать и осмыслить происходящие события. Примером может быть многотомный труд Геродота. Однако тогда еще многие вещи объяснялись «божественной» помощью.
Итак, давайте глубже вникнем в особенности развития человечества. Тем более что как таковых существует всего пара жизнеспособных версий.
Две точки зрения
Первый тип учений относится к унитарно-стадиальным. Что подразумевается под этими словами? Сторонникам этого подхода процесс видится как единый, линейный и постоянно прогрессирующий. То есть выделяются как отдельные типы культуры, так и все человеческое общество в целом, которое их объединяет.
Таким образом, согласно этой точке зрения, мы все проходим одинаковые этапы развития. И арабы, и китайцы, и европейцы, и бушмены. Только на данный момент находимся на разных стадиях. Но в конце концов все придут к одному состоянию развитого общества. Значит, нужно или подождать, пока остальные продвинутся по лестнице своей эволюции, или помочь им в этом.
Второй взгляд на этапы развития человечества называется плюралистическим. Их точка зрения в корне отличается от предыдущей. Если сторонники унитарно-стадиальной концепции считают прогресс бесконечным, то плюралисты в этом сомневаются.
Согласно их теории, история мира состоит из многих самостоятельных образований, которые проходят свои собственные пути развития. Это как грибница в лесу. Из нее вырастает несколько грибов, стоящих рядом. Каждый из них будет расти по-своему, но по одному закону. После расцвета наступят увядание и гибель. Но на смену ему придет новое растение.
Таким образом, получается, что постоянной эволюции не существует, а история повторяется. Все, что сегодня известно нам, некогда было достоянием предыдущих народов, которые достигли своей точки и сошли на нет.
Натуралистическая концепция
Мы с вами говорим о таком понятии, как «концепция исторического развития». Формационная, цивилизационная или натуралистическая – это неважно. Главное - то, что ученые сошлись в едином мнении. Смысл в развитии есть, ведь даже сторонники плюрализма не отрицают, что народы развиваются по одним законам и этапам, но по спирали.
То есть, когда человек в каменном веке хотел кушать, он шел на охоту или срывал фрукт с дерева. Первое действие предполагало мощную работу по добыче ресурса. Сравним с настоящим. Мясо уже готово, но добыть его тоже нужно. Приходится ходить на работу, чтобы получить деньги, а после поменять их на еду. Таким образом, процесс остался прежним, только стал сложнее.
Так вот, натуралистические концепции хороши только в теории, потому что они рассматривают человека обособленно. Каждого индивидуума оценивают вне общества. Смысл данной теории заключен в том, что мораль, законы и принципы уже заложены в человеке изначально. То есть мы не развиваемся, а просто раскрываем свой потенциал.
Однако благодаря подобному видению невозможно как-то убедительно объединить все происходящие процессы. Поэтому более подробно мы остановимся на оставшихся двух вариантах.
Цивилизационная концепция
Первая из двух наиболее распространенных версий предполагает нелинейное развитие человечества. Ее сторонники, такие как Данилевский и Шпенглер, изображали историю в виде разрозненных цивилизаций, существующих отдельно и самобытно, которые лишь изредка взаимодействуют между собой.
В процессе разработки этой теории были выведены некоторые законы, которые позволили стандартизировать события в эволюции общества и объединить их в единую классификацию.
Цивилизационная концепция исторического развития подразумевает соответствие определенных общностей неким условностям. Они называются культурно-историческими законами.
Всего на сегодняшний день их выведено пять. Итак, цивилизацией можно считать только такой социум, который несет в себе все пункты из нижеследующего перечня:
1. Общий язык или языки, чтобы группы могли общаться между собой.
2. Независимость от других правителей и идеологий, что создает пространство для прогресса.
3. Самобытность культуры, традиций, религиозных верований.
4. Процесс развития конечен. То есть у каждой цивилизации есть периоды зарождения, расцвета и упадка.
Таким образом, сторонники этой концепции исторического развития выделяют несколько локальных формирований. Если их назвать по странам, то получится около пятнадцати регионов: Китай, Индия, Месопотамия, семитский мир, Мексика, Латинская Америка, Греция, Рим и прочие.
Исходя из данной теории, получается, что история – это не последовательный процесс, а циклический. И нашу цивилизацию также ожидает упадок, а на смену придет совершенно новая формация.
Формационная концепция
Сторонники этого подхода видят в истории последовательные этапы развития. Среди ученых, развивавших эти идеи, были Маркс, Фергюсон, Смит, Энгельс.
Этот подход подразумевает линейную эволюцию человека от простейших форм до современного типа. Это относится как к физическому строению, так и к техническому прогрессу.
В чем суть их теории? Основу развития человечества они видели в смене форм производства. Более полно мы разберем дальше, но суть заключается в следующем.
Вначале люди не создавали ничего, только пользовались тем, что попадается под руку. Широко распространены были охота, сбор овощей, рыбная ловля.
Позже были приручены различные виды животных, выведены культурные сорта злаков, овощей и фруктов. Появилась возможность планировать положение племени и народа, в отличие от случая и везения на предыдущем этапе.
Далее люди начали производить товар даже с избытком. Появилась торговля, ремесла. Произошло расслоение общества на богатых и бедных. Появились рабы.
На смену этому строю приходит феодальный, во время которого начинают создаваться механизмы, призванные заменить труд человека. Но они еще используются наравне с батраками. Далее появляются такие мощи производства, в которых люди занимают лишь вспомогательную роль, но все равно еще распространен труд рабочих на заводах.
Настоящий же этап предполагает лишь минимальное участие человека в производстве. Все, что нужно, – это устранить поломку и раздать механизмам необходимые задания.
Таким образом, если говорить о формационной концепции, нужно сказать, что в ней принято следующее поэтапное деление истории человечества. Основу его составляет производство материальных благ. Давайте разберемся с каждым периодом подробнее.
Охотники и собиратели
Основные концепции исторического развития выделяют время, когда люди жили отдельно каждым племенем, ничего не производили и не выращивали, а только пользовались дарами природы.
Это происходило на заре человечества. В археологии этому периоду соответствует каменный век или палеолит.
Научное название этапа – родоплеменной или первобытнообщинный. В это время человек еще не умел выращивать растения или скот, не приручил ни одного животного. Только относительно недавно получилось освоиться с огнем.
Единственными способами добыть пропитание и одежду были охота и собирательство. Производство оружия и инструментов этого периода делится на несколько стадий. Вначале использовали подручные средства – палки, камни, кости. Позже научились обрабатывать эти материалы для улучшения эффективности.
Ученые находят отколотые пластины кремния, которые совмещались вместе на куске дерева или рога, образуя некоторое подобие лезвия. Так выглядели первые ножи. Далее люди научились делать дротики и копья, изобрели лук со стрелами.
Чтобы прокормить племя, нужно было сообща загонять больших животных. В этот период развивается общение. Вначале для него используются жесты и звуки, далее формируется связная речь.
Вторым способом прокормиться было собирательство. Методом проб и ошибок находили съедобные фрукты, травы, коренья. В дальнейшем из этого развилось огородничество.
Рабовладельческий строй
Со временем (напоминаем, что мы говорим про основные концепции исторического развития) общество начало делиться по положению и имуществу. Образовались слои, или, как их еще называют, касты.
Самыми высокочтимыми были те, кто мог командовать и брать ответственность за все племя на себя. Они стали вождями, правителями, властью.
Вторым слоем стали жрецы. Сюда относились люди, которые умели лечить, знали определенные секреты веществ и открыли для себя некоторые возможности, о которых большинство даже не догадывалось. Впоследствии из них получились ученые и религиозные институты власти (церковь, монашеские ордена и пр.).
Племя нужно защищать от посягательств на территорию, ценности. Поэтому образовался класс воинов.
Наибольшей фракцией были обычные ремесленники, земледельцы, скотоводы - низшие слои населения.
Однако в этот период люди еще использовали и труд рабов. К подобным бесправным батракам относили всех, кто попал в их число по разным причинам. Можно было попасть в долговое рабство, например. То есть не отдать деньги, а отработать. Также продавали в услужение богатым пленников из других племен.
Рабы были основной рабочей силой этого периода. Посмотрите на пирамиды в Египте или Великую китайскую стену - эти памятники были воздвигнуты именно руками рабов.
Эпоха феодализма
Но человечество развивалось, и на смену торжества науки пришел рост военной экспансии. Прослойка правителей и воинов более сильных племен, подогреваемая священниками, начала навязывать соседним народам свое мировоззрение, заодно захватывая их земли и облагая данью.
Стало выгодно взять во владение не бесправных рабов, которые могли восстать, а несколько сел с крестьянами. Они работали в поле, чтобы прокормить семью, а местный правитель обеспечивал им защиту. За это ему отдавали часть собранного урожая и выращенного скота.
Концепции исторического развития кратко описывают этот период как переход общества от ручного производства к механизированному. Эпоха феодализма в основном совпадает со средневековьем и новым временем.
В эти столетия люди осваивали как внешнее пространство – открывали новые земли, так и внутреннее – исследовали свойство вещей и возможности человека. Открытие Америки, Индии, Великий Шелковый путь и прочие события характеризуют развитие человечества на этой ступени.
У феодала, владевшего землей, были наместники, которые взаимодействовали с крестьянами. Этим он освобождал свое время и мог проводить его в свое удовольствие, занимаясь охотой или военными грабежами.
Но прогресс не стоял на месте. Научная мысль шла вперед, как и социальные отношения.
Индустриальное общество
Новый этап концепции исторического развития характеризуют большей свободой, человека, по сравнению с предыдущими. Начинают возникать мысли о равенстве всех людей, о праве каждого на достойную жизнь, а не прозябание и беспросветный труд.
К тому же появляются первые механизмы, которые позволили сделать производство легче и быстрее. Теперь то, что раньше ремесленник делал неделю, можно было создать за пару часов, причем не привлекая специалиста и не платя ему денег.
На месте гильдийских цехов возникают первые фабрики и заводы. Конечно, их не сравнить с современными, но для того периода они были просто на высоте.
Современные концепции исторического развития соотносят освобождение человечества от принудительного труда с его психологическим и интеллектуальным ростом. Не зря же в это время возникают целые школы философов, исследователей естественных наук и прочих ученых, чьи идеи ценятся и сегодня.
Кто не слышал о Канте, Фрейде или Ницше? После Великой французской революции человечество заговорило не только о равенстве людей, но и о роли каждого в истории мира. Оказывается, все предыдущие достижения получены благодаря усилиям человека, а не с помощью разных божеств.
Постиндустриальный этап
Сегодня мы живем в период наибольших свершений, если смотреть на исторические ступени развития общества. Человек научился клонировать клетки, ступил на поверхность Луны, исследовал практически все уголки Земля.
Наше время дает неиссякаемый фонтан возможностей, не зря же второе название периода – информационный. Сейчас за день появляется столько новой информации, сколько раньше не было и за год. Мы уже не успеваем за этим потоком.
Также, если посмотреть на производство, то практически все делают механизмы. Человечество больше занято в сфере обслуживания и развлечения.
Таким образом, исходя из линейной концепции исторического развития, люди идут от понимания окружающей среды к знакомству со своим внутренним миром. Считается, что следующий этап будет основан на создании такого общества, которое раньше описывалось лишь в утопиях.
Итак, мы с вами рассмотрели современные концепции исторического развития. Также разобрались более глубоко в формационном подходе. Теперь вы знаете основные гипотезы об эволюции общества от первобытнообщинного строя до наших дней.