Тема и анализ стихотворения "Памятник" Ломоносова
С чего начать нам анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова? Ведь, судя по названию, компонент автобиографичности играет в нем ключевую роль. Как начался осознанный жизненный путь этого в высшей степени достойного человека?
Сбежавший ночью 1730 года из дома тайно от всех родственников прямо посреди ночи 19-летний парень… Впереди него путь в тысячи верст. Он одет в поношенный тулуп, наброшенный поверх рубахи. В дорожной котомке, кроме куска хлеба и запасной рубахи, его талисман до конца дней: подаренные ему соседом грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого.
Кто он, молодой Ломоносов, произведение «Памятник» которого, написанное им через семнадцать лет, вдохновляло и вдохновляет лучших из поэтов Отечества? Авантюрист, начавший свое покорение наук с подделки документов, удостоверяющих его личность. Сколько в нем надежд, сколько стремления! Фанатик, читающий днями и ночами, при этом довольствуясь аскетическими расходами - три копейки в день. Юноша с феноменальной памятью и высочайшим IQ, вынужденный жить впроголодь, питаясь лишь квасом да хлебом, но при этом еще и не экономя на бумаге и свечах…
Имя Ломоносова – гордость Отечества
Ломоносов… «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - вослед за ним через 90 лет скажет Александр Сергеевич Пушкин. Признание Отечества Михаилу Васильевичу, действительно удивительному человеку - ощутимо. Первый российский ученый - естествоиспытатель мирового уровня; признанный энциклопедист; основатель российской научной школы, астроном; человек, заложивший основы современного русского языка, геолог, географ, историк, поэт...
Творческий талант
«Памятник» Ломоносова – стих особенный. Он – торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном высокой Поэзии. Миссия его – публично подвести итог многолетнего поэтического труда.
Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова – констатация государственной роли российской поэзии, а также - определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность – именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»). Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии.
Следование Ломоносова–лингвиста общему государственному прогрессу
Ломоносовская «Риторика», созвучная закономерностям горацианского «Искусства поэзии», ознаменовала реформу русского стихосложения. В своем «Памятнике» поэт тонко, намеками, не нарушая горацианского стиля, приветствовал становление в России гражданского общества при Императоре Петре I.
Сам замысел произведения безупречен. Россию, по ее исторической миссии, ассоциируют с Третьим Римом. Значит, созвучно этому, цивилизационный образец российского литературного процесса нужно искать именно в истории древнего Рима! Именно этой логике следует Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет, что оно является откровением поэта, указывающим, какую роль в своей стране достойна занимать высокая поэзия.
По своей форме «Памятник» Ломоносова – стих канонический, имеющий первоисточник – оду наиизвестнейшего поэта времен расцвета римской литературы Квинта Горация Флакка. Благодаря этому, автору удается органично связать вечные ценности и российский путь развития. Впрочем, главная идея перевода – обнажить сходные пути развития литератур России и Рима.
Принципиальные отличия ломоносовского «Памятника» и горацианской оды «К Мельпомене»
Михаил Васильевич, бережно сохранив от первоисточника значение жизнестроительного и эстетического манифеста, в то же время отошел от его анакреонтики, т.е лиризма, воспевающего радости жизни. Двусложным ямбом, практически не рифмуя строк, намеренно употребляя слова – анахронизмы, Ломоносов добивается четкости, торжественности, чеканности изложения мысли. Ода отличается устойчивой строфикой, а также устойчивым метром, которые определяют так называеый «одический канон». Она звучит действительно торжественно.
Исторические условия создания оды
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора–реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом.
Реформаторы поэзии Ломоносов, Гораций. «Памятник» - венец их творчества
Оба поэта: автор оригинала «Памятника» и автор его перевода, и Гораций, и Ломоносов - являются реформаторами каждый своей национальной системы стихосложения. Горацию принадлежит первенство в использовании Алкеевой строфы в латинской поэзии. Ломоносову – внедрение в российское стихосложение силлабо-тонического принципа, разработка образцов различных ритмических структур русской поэзии. Еще не родился Пушкин, а четырехстопный ямб, как, впрочем, и принципы стихосложения, уже были разработаны. Как вы думаете, кем? Вопрос, конечно, риторический…
Как архитектор родной речи, как ученый- лингвист, Михаил Васильевич системно преобразовал, а по сути - создал риторику русского языка.
Идея оды Горация «Exegi monumentum...»
Ее создатель вошел в историю как поэт-гражданин, философски определивший свое место в истории и в государстве. (Он представил данную оду в третьей части своего главного труда «Наука поэзии».) Его главные тезисы: поэт черпает мотивы творчества в государстве, а государство, в свою очередь, получает от него взамен особый поэтический имидж, воспевание своей славы, романтический ореол.
В чем же заслуга Горация перед мировой поэзией? Гораций, человек «сделавший себя», творец науки об искусстве поэзии, знал: в мире «существуют места, высеченные не из камня». Если цари и фараоны увековечивают себя циклопическими сооружениями, то поэт - властитель муз создает в свою память духовные «символы бессмертия» - свои произведения. Эти произведения вне времени, затрагивая души разных поколений людей, они вызывают мысли, ассоциации. Таким образом, имя поэтов не уходит в Лету. Эту идею великий римлянин фактически декларировал в своей оде «К Мельпомене».
Подобные горацианским, но с поправкой на российскую специфику, взгляды на поэзию вложил в свое произведение «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это может вполне иметь эпиграф «Sapere aude» («Решись приобрести мудрость»). Видение Михайлом Васильевичем путей развития российской литературы практически совпадало с горацианским. И это несмотря на то, что Ломоносова и Горация разделяли полторы тысячи лет!)
Историческая справка: к строфам Горация уже обращались…
Впрочем, за 250 лет до рождения Ломоносова итальянский поэт Франческо Петрарка, известный католический деятель итальянской эпохи ренессанса, уже создал, испытывая влияние Горация, свои стихи (сонеты, секстины, мадригалы, канцоны). Наиболее востребованной из творческого наследия римлянина для европейских поэтов, как и для Михаила Васильевича, оказалась горацианская третья книга «Науки поэзии», где как раз и содержится ода «К Мельпомене».
Ломоносов – основоположник горационской литературной традиции
Создавать оригинальный перевод древнеримского сочинения, ассоциируя непосредственно с собой, при этом обозначив в ней личные заслуги перед Литературой... Эту поэтическую горацианскую традицию создал именно Ломоносов. Моральное право за собой продолжить ее имели немногие русские поэты: Державин, Пушкин, Брюсов, Маяковский, Гамзатов, Высоцкий.
Уже в XVIII - XIX веке создали каждый свой памятник: Державин, Пушкин, Ломоносов. Какая же тенденция просматривается в трансформации памятника Ломоносова к памятнику Пушкина? Ломоносовское произведение формально – римское, а пушкинское же говорит исключительно лишь "о Руси великой". Пожалуй, Александром Сергеевичем сохранена лишь внутренняя логика произведения, да упомянут Александрийский столп в качестве сравнения.
Торжественность оды
Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова формально переадресует нас к оглашению Горацием своих достижений в поэзии, признанных римским обществом и государством. Их, вослед за великим римлянином, перечисляет и Михаил Васильевич. Впрочем, заметим, что Ломоносов при этом не является писарем - статистом. Как раз оригинальность ломоносовкого перечисления заслуг великого римлянина перед Вечной Империей заключается не в слепом их пересказе. Оригинальность идеи Михаила Васильевича в том, чтобы, пользуясь сравнением себя с Горацием, а России с Римом, сказать широкой публике о свершенном своими трудами. Сам-то он имеет аналогичные горацианским заслуги перед своей лиературой! Таким образом, фактически каждая строфа написанного им сочинения ассоциируется им самим уже с Россией и с собой лично.
Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова, написанного в жанре оды, отмечает торжественность, небудничность изложения текста - характерные черты оды. Эти стихи предполагают их публичное чтение.
Ломоносовский проект русской литературы как «знак бессмертия»
Фактически о выполненной собой миссии создания упорядоченного русского языка с его уникальной стилевой системой, гармоничными принципами стихосложения, разработанной стройной системой жанров, сведя все это к символу - знаку пишет Ломоносов («Памятник»). Анализ непреходящего значения этого вклада в разитие словестности вскрывает уникальность русского классицизма. В отличие от европейского классицизма, русский в XVIII веке еще не опирался на развитую отечественную литературную традицию. Зато Ломоносовым было разработано его упорядочение. Т.е., благодаря Михаилу Васильевичу, в России XVIII века теория литературы опередила ее практику.
Поэт бессмертен в своем Отечестве
Вот такой вот действительно «вечный знак» - совершенную систему стихосложения даровал всем поэтам - своим наследникам Ломоносов. Ведь великий русский язык находится вне времени. Именно подчеркивая это, поэт - ученый обращается к общеизвестному символу вечности - пирамидам. Произведение Ломоносова «Памятник» утверждает, что судьба поэта – гражданина, связанного бесчисленными узами с Родиной, также неразрывно с ней связана. Он, словно легендарный Антей, черпает силы от родимой земли. Высокое творчество не может не опираться на государственность и должно служить ей, считает Михаил Васильевич.
В чем сходна личность Ломоносова и Горация?
Вчитываясь в строки ломоносовского «Памятника», где формально речь идет от лица римского поэта, действительно испытываешь ощущение дежавю с Россией XVIII века, ее поэзией.
Труд Ломоносова продолжен поэтами
Он, как и Гораций, без лишней скромности и объективно соизмеряет свой вклад в литературу с последующим, т.е. будущим литературным процессом. Он понимает - его труд будет востребован всегда, его достижения определили магистральные направления развития поэзии, которые неминуемо будут продолжать последователи. Поэтому Ломоносов, вослед за великим римлянином, вторит «Не вовсе я умру...» Он, следуя Горацию, связывает свою славу со славой государства. В стихотворении Ломоносов употребляет слово «Рим», хотя проницательный читатель под этим зрит «Россия».
Вывод
Однако не стоит забывать, что русская золотая плеяда поэтов получила именно от Ломоносова бесценный дар – стройную теорию риторики и разработанные поэтом-ученым правила стихосложения. Пушкинский четырехстопный ямб был изобретен в творческой лаборатории Михаила Васильевича.
Неоспоримую бесценность вклада Ломоносова в русскую поэзию как раз и показывает нам его стихотворение «Памятник».