Самый крупный туроператор России. Рейтинг крупных туроператоров России
Состояние туристического рынка в России в настоящее время является предметом пристального внимания общественности. В условиях экономической нестабильности государственного и мирового масштабов бизнес находится в достаточно сложной ситуации. Показательная ситуация в такой сфере высокого риска предпринимательства, как путешествия. Крах ряда компаний, входящих в рейтинг крупных туроператоров России, породил панику у любителей экзотики. Любое чрезвычайное происшествие в сфере путешествий становится резонансным, поскольку задевает разные области социальной ответственности бизнеса.
Чтобы сформировать программу отдыха, нужно соединить усилия нескольких поставщиков услуг: авиаперевозчика, зарубежного партнера, отельера, страховщика, трансферной компании.
Причем каждый из контрагентов несет свою долю риска. Не работает одно звено – не состоится поездка клиента. Список крупных туроператоров России редеет, причем исчезают компании из десятки сильнейших игроков на этом рынке. Как в данной ситуации гарантировать поездку без проблем? Постараемся найти ответ на этот вопрос.
Критерии надежности
Туристические операторы и агенты – основные участники рынка по организации путешествий. В чем их принципиальное отличие? Туроператоры формируют продукт и оплачивают финансовую гарантию на случай рисковых ситуаций. Агенты реализуют выведенный на рынок продукт и получают определенный бонус за сотрудничество. Основная ответственность (как моральная, так и материальная) за результат качества приходится на разработчика. Рассмотрим, по каким критериям можно его оценить и сделать вывод о том, кто самый надежный туроператор России.
Официальной государственной системой, дающей достоверную информацию о рынке и его основных игроках, является отраслевое министерство. Специалисты Ростуризма рекомендуют оценивать компании по следующим критериям:
- Объемы услуг.
- Величина финансовой гарантии.
- Продолжительность пребывания на рынке.
- Политика продаж.
- Деловая репутация компании.
Попытаемся, придерживаясь этой шкалы, оценить рынок, определив, кто самый крупный туроператор России.
Качество и количество – что важнее?
Объем услуг – это показательная величина для оценки самого крупного участника рынка.
По данным Федерального агентства, которые в открытом доступе размещены на официальном сайте, крупнейшие туроператоры России 2014 года (в списке – 21 представитель) в выездной сфере путешествий обеспечивают финансовую гарантию более 100 тысяч рублей.
В первых пяти позициях мы видим следующие фирмы: «Солвекс-Турне» (4 550 927 тыс. руб.), «Неву» (3 684 068 тыс. руб.), «ТТ-Трэвел» (1 117 115 тыс. руб.), «Южный крест» (833 335 тыс. руб.), «Европорт» (933 484 тыс. руб.). Парадокс состоит в том, что трое из пяти перечисленных туроператоров не справились с ситуацией и были вынуждены прекратить деятельность, не выполнив обязательств перед клиентами. Все они функционировали на рынке более 10 лет, имели хорошую репутацию и входили в число 10 крупнейших туроператоров России.
Финансовая гарантия – может ли она быть обеспечением надежности?
При ориентации на этот показатель следует выяснить рейтинг страховой компании, которая предоставляет гарантии.
Известны случаи, когда имидж социально ответственного туроператора страдал из-за репутации страховщика. Может ли размер финансовых гарантий служить подтверждением качества и надежности?
Если обратимся к официальной статистике, самый большой размер страхового обеспечения имела разорившаяся компания «Солвекс-Турне», которая входит в рейтинг крупных туроператоров России. Он составлял 450 тысяч рублей. Значительный процент оплатили компании «Восхождение». Она, в свою очередь, не в состоянии была справиться с возникшими обязательствами… Ответ на вопрос очевиден.
Период предоставления услуг
К сожалению, и этот критерий не всегда является основанием надежности. Все «лопнувшие» туроператоры в текущем сезоне были возрастными… В геометрической прогрессии к стажу добавились и проблемы. Есть показатели динамического развития: изменение данных по объему продаж, направлениям и прочие индикаторы туристического рынка. Проблема в одном – не существует единой парадигмы оценки статистических данных.
Крупнейшие туроператоры России 2014 года, которые объявили о своей несостоятельности, имели стаж на рынке от 10 до 20 лет! Поэтому факт долгого пребывания в бизнесе ни о чем не говорит, если он не имеет подтверждения в положительной динамике. Причем важно, чтобы была персональная ответственность за её предоставление.
Политика продаж
Замечено, что демпинг – спутник краха компании. Но как отличить его от политики умеренных цен, достигнутой в результате долгосрочных взаимоотношений с принимающей стороной? Есть ряд туроператоров, у которых ничего не «горит». При умеренных ценах и значительном весе в деловой среде они стабильно наращивают круг постоянных потребителей.
ООО «Пегас», входящий в список крупных туроператоров России, начинал свою деятельность с крутого демпинга.
Этот оператор в 2008 году «подмял» под себя регионы на политике низких цен. Дешевым было все – и отели, и обслуживание, и сервис… Не особо изменив подход, оператор взвинтил цены, как только захватил значительный сегмент рынка. Но репутация дешевых туров от Пегаса позволяет ему получать сверхприбыли.
Корни оператора – в Турции, он менее зависим от отечественного финансового рынка. Здесь поставлена сильная маркетинговая стратегия: гениально удобная система бронирования, сетевой подход к продажам, гибкая система работы с агентствами и высокий процент вознаграждения. Учтен и российский менталитет – «подешевле» и «подольше». Оператор остается на настоящий момент действующим.
Деловая репутация
Очень любопытный критерий. При разных хитростях как понять что, например, самый крупный туроператор России 2014 года ООО «Солвекс-Турне», имеющий 4,5 млн руб. оборота, оказался недееспособным со всем опытом, доходом и прочими деловыми регалиями? Одноименная компания с приставкой «Трэвел» работает, и успешно… Где искать концы? А фирма «Санмар» (она же «Оператор выгодных туров»)? Как определить, кто более надежен? Или это маневр под название «уйти, чтобы остаться?»
В играх с торговыми марками и эксперту сложно разобраться, а что говорить о простых покупателях? Как могут оценить надежность туроператора люди, не имеющие представления о специфике рынка, которым важно одно – состоится или нет их поездка? Вряд ли деловая репутация является доступным критерием оценки.
Рейтинг в цифрах
Для того чтобы здесь и сейчас сориентироваться в ситуации и принять решение о надежности туроператоров, воспользуемся тем, что есть в свободном доступе. Посмотрим на самых крупных игроков с позиции официальной статистики. Ниже представлены те, которые входят в реестр туроператоров России.
Перечислим, кто по объемам продаж на первых позициях. Рассматриваем только тех участников рынка, чьи данные официально опубликованы, чтобы определить 10 крупнейших туроператоров России, действующих на настоящий момент.
Туроператор | Объем продаж | Страхование, тыс. руб. | Год начала работы |
«СОЛВЕКС-ТУРНЕ» (прекратил деятельность) | 4550,927 | 450 | н/а |
«НЕВА» (прекратил деятельность) | 3684,068 | 454,2 | 1990 |
«ТТ-Тревел» | 1117,115 | 121 | 2007 |
«Европорт» | 933,484 | 112 | 2004 |
«Южный Крест Тревел» (прекратил деятельность) | 833,335 | 100 | 1998 |
«СОЛВЕКС-ТРЕВЕЛ» | 685,699894 | 100 | 1993 |
«Корал Тревел» | 479,707 | 110 | 1992 |
«Пактур» | 477,685 | 105 | 1990 |
«Натали-Турс» | 444,378 | 100 | 1997 |
«Пегас Туристик» | 220,000 | 100 | 1994 |
«МАКСИМАЙС» | 270,544 | 100 | 2006 |
«ЛАБИРИНТ» (прекратил деятельность) | 208,641 | 100 | 1995 |
«САНМАР ТУР» | 135,291 | 100 | 2005 |
«ТЕЗ ТУР» | 126,900 | 100 | 1994 |
Десятка официально сильнейших – давайте познакомимся
Самый крупный туроператор России, по данным реестра, – учредитель профессиональной ассоциации российского масштаба. Он же официальный агент администрации Санкт-Петербурга – ООО «СОЛВЕКС-ТУРНЕ». Прекратил работу с 8 сентября 2014 года. Следующая в рейтинге – фирма «НЕВА» – оператор со стажем также известил о прекращении работы со стандартной формулировкой «невозможность выполнения обязательств». Количество в качество не переходит (при определенных условиях, особенно в российской экономической среде).
В рейтинг крупных туроператоров России, имеющих финансовую гарантию от 100 тыс. руб., вошли торговые марки «Натали-Турс» и «ТЕЗ ТУР».
За их популярностью стоят разные критерии. Это бренды в своей индустрии. Торговая марка «ТЕЗ ТУР» отличается качеством обслуживания клиентов на местах, программами островного VIP-отдыха, качественным подбором специалистов-консультантов.
Что касается «Натали-турс», для этой торговой марки характерен неповторимый узнаваемый и элегантный стиль. Качественный сервис этого оператора достоен высокой оценки: уровень отелей, разнообразие программ, стабильная ценовая политика. Хочется верить (иначе не скажешь), что этот оператор и дальше будет радовать потребителей своим качественным обслуживанием и палитрой предложений «от Натали».
О системном кризисе в туризме
Почему сложилась такая ситуация нестабильности в востребованной сфере услуг? Может ли самый крупный туроператор России стать надежным гарантом планируемого отдыха? Коротко подведем итоги.
Кризис сферы туризма системный. Более того, он резонансный, поскольку завязан на комплексном характере услуг международного уровня. При прекращении деятельности выявляются проблемы широкого круга: возникают вопросы к банкам, страховщикам, перевозчикам. Международные нормы урегулирования проблем также не всегда достойно выдерживают тест на цивилизованность.
Сами государственные органы не готовы признать системный характер проблемы. Легче найти крайнего. Самый крупный туроператор России оказался мошенником. Таким образом, возникает современный театр абсурда: десятки лет завоевывается репутация, и в одночасье кто-то обманывает тысячи путешественников.
Полезные советы осторожным туристам
В условиях, когда операторы не могут, а государство не хочет дать гарантии, стоит минимизировать риски при покупке путешествия и иметь в виду:
- Количественные показатели деятельности не могут служить оценкой качества в современной системе экономических показателей.
- Приобретать тур безопаснее за непродолжительное время до его начала (не путать с «горящим»).
- Не будет лишним проверить наличие и состояние брони на сайте оператора либо перевозчика.
- Внимательно отнестись к составу пакета документов, с которым можно ознакомится до заключения договора.
- Проверить наличие информации о туроператоре в договоре.
- Консультироваться в независимом турагентстве, которое заинтересовано в сохранении клиента и его доверия.
- Оценивать надежность оператора в динамических, а не статистических показателях (был ли за последние годы рост или сокращение объемов, программ, инвестиций).
И легкой дорожки к мечте!