Методы и критерии оценки при аттестации персонала

Критерии оценки персонала являются обязательным элементом в сфере управления человеческими ресурсами. Несмотря на наглядную необходимость данной процедуры, возникает много споров на эту тему среди специалистов, в особенности в отношении выработки самих критериев, будь это производительность труда, дисциплинированность, творческий подход к работе, инициативность или компетентный подход.

Оценка персонала в организации должна носить регулярный характер и проводиться в строго регламентированные сроки, решая конкретные управленческие задачи:

  • Оценка и аттестация персонала позволяют тщательно оценить успехи и достижения сотрудника, рассмотреть его текущую заработную плату, оценить возможности поощрения, повышения сотрудника в должности, а возможно, даже увольнения.
  • Работа аттестационной комиссии должна регламентироваться соответствующим положением организации. Аттестация должна быть корректно юридически оформлена, так как аттестационные заключения являются юридическим основанием для повышения, увольнения, трудового перевода, вынесения выговора, награждений и изменений в заработной плате работника.

Критерии оценки при прохождении аттестации также четко прописаны в положениях соответствующего подразделения организации, инструкциях и иных документах, регламентирующих деятельность работника, а также его права и обязанности. Для сотрудников управленческого эшелона выставляются требования по деловым, управленческим и личностным качествам, например обязательными из них считаются:

  • знание основ производства, его технических и технологических особенностей и возможных направлений развития данного производства;
  • знание микро- и макроэкономики, методов планирования, анализа и мониторинга;
  • знание производственно-хозяйственной деятельности, путей снижения издержек и иных затрат по направлениям – финансы, производство, персонал, т.д.;
  • знания особенностей управления человеческими ресурсами;
  • знание современных технологий в сфере маркетинга, рекламы и связи с общественностью;
  • знание основ корпоративного управления;
  • знание основ разработки стратегических программ развития организации (маркетинговый план, производственный план, план бюджета и т.д.) на краткосрочные и долгосрочные периоды, владение понятиями мониторинг рынка, прогнозирование и анализ рынка, изучение конкурентной среды;
  • умение взаимодействовать с государственными органами, стратегическими партнерами, инвесторами, оптовыми и розничными клиентами и сотрудниками организации. Лояльное отношение к организации.

Качественно выработанные критерии оценки – это одно из сложных этапов при аттестации, а предметом самой оценки является:

  • качественное и эффективное выполнение своих должностных обязанностей;
  • соблюдение норм поведения в соответствии со своим должностным статусом;
  • своевременность и эффективность достижения поставленных целей, задач, производственных планов, выполнение бюджетного плана, объема продаж и выпуска продукции;
  • наличие личных деловых качеств, таких как инициативность, ответственность, пунктуальность, компетентность и т.д.

Критерии оценки должны быть объективные, честные и прозрачные, что позволяет работнику самому четко понимать свои сильные и слабые стороны. Такая открытость пробуждает здоровую конкуренцию в коллективе, развивает ответственность и инициативность, что рождает результативность.

Комментарии