Проблема воспитания в комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Комедия Фонвизина «Недоросль» стала знаковым произведением в русской литературе. Прежде всего, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы, поскольку во многом опередила свое время как по тематике, так и по форме.
Отличие от классицистической комедии
На первый взгляд может показаться, что «Недоросль» написана в точном соответствии с рамками царившего на тот момент в литературе классицизма. К примеру, в комедии соблюдаются принципы единства времени, места и действия, персонажи разговаривают согласно своему социальному статусу, а комизм часто построен на моментах ситуативных. На этом, пожалуй, сходство с классицистической комедией заканчивается. Основным же отличием можно назвать то, сколь важно воспитание в комедии «Недоросль» для автора и читателя.
Что волновало Фонвизина
Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер. При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству. Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.
Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.
Молодое поколение в комедии
Если обратиться к тексту, можно заметить, что проблема воспитания в комедии «Недоросль» освещается на примере двух героев: Митрофанушки и Софьи. Обладая очень тонким авторским чутьем, способностью улавливать малейшие нюансы, Фонвизин демонстрирует читателю сложившуюся ситуацию сразу с двух сторон, в разрезе двух пониманий. Автор прямо-таки заостряет внимание читающего на контрасте между главными героями.
Моральная чистота, почтение к старшим, духовность Софьи очень ярко отделена от жестокости, невоспитанности Митрофанушки. Именно за счет этого противопоставления основная проблематика в пьесе становится особенно очевидной.
Контраст между героями старшего поколения
Проблема воспитания в комедии «Недоросль», конечно, не могла бы в полной мере выразиться без задействования героев предыдущего, старшего поколения. В данном случае речь тоже идет о вполне очевидном контрасте: Стародум, заботящийся о Софье, очень отчетливо противопоставляется семейству Простаковых. Автор ни минуты не скрывает этого факта, а наоборот, старается его всячески подчеркнуть, снова и снова выдвигая его на передний план для читателя.
Контраст в данном случае дополнительно подчеркивается и речевой разницей между героями. Внимательный читатель или же зритель сразу заметит, сколь разительно отличие между речью Простаковых и Стародума. Воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль» проявляется еще и на этом, сугубо речевом уровне, причем как в старшем, так и в младшем поколении.
Исключительно положительные герои
Ранее уже говорилось о том, что комедия «Недоросль» стала настоящим скачком вперед для русской литературы. Этого вопроса следует коснуться особенно, поскольку он является ключевым в понимании произведения.
Для классицистической пьесы, к которым чаще всего и относят комедию Фонвизина, характерна целостность в характере героев. В данном случае имеется в виду тот факт, что положительный герой не может иметь никаких отрицательных качеств и наоборот.
В данном же случае ситуация совершенно иная. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается на примере двух семейств: Стародума и Софьи, Простаковых и Митрофанушки. Согласно логике классицистического искусства, первые два из названных героев должны быть исключительно положительными. На деле же, при пристальном рассмотрении текста произведения, можно заметить, что автор довольно строг и к ним. В Стародуме, к примеру, обнаруживается некоторая «законсервированность», неприятие общества в той форме, в которой оно сложилось на данный момент.
Софья же, несмотря на все ее весьма очевидные достоинства, имеет и недостатки: она не может похвастаться, к примеру, особой способностью отстаивать собственное мнение, что Фонвизин откровенно осуждает.
Исключительно отрицательные герои
Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и положительные качества. К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.
В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив. По сути, в данных условиях он и не мог стать другим – полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей – все это просто не могло сформировать другую личность.
Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.
Дополнительные аспекты
Не стоит забывать и о том, что тема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается не только через главных героев. По большому счету, на формирование личности Митрофанушки оказывают большое влияние и другие персонажи пьесы: Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин и, конечно, Еремеевна. Все названные персонажи так или иначе еще более усугубляют сложившуюся ситуацию. Элементарная лень, ограниченность или слепая любовь, с которой относится к Митрофану его няня, никак не способствуют воспитанию нравственности, духовной чистоты.
Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» вызывает откровенное осуждение. Даже комичные ситуации, которые по законам классицистической комедии должны вызывать улыбку, приводят читателя в итоге скорее к горечи.
Даже финальная сцена с госпожой Простаковой, где добро, казалось бы, побеждает зло, не вызывает улыбки или радости – она глубоко печальна и сподвигает к длительному мыслительному процессу.
Возмущение и порицание
В комедии «Недоросль» тема воспитания звучит одинаково остро по отношению к духовному и рациональному воспитанию. Недостаток нравственной чистоты Фонвизин демонстрирует путем включения героев в конкретные ситуации, в которых их поведение не вызывает ничего кроме недоумения и некоторого отвращения. Что же касается нежелания постигать науки, Фонвизин осуждает это чрезвычайно остро, практически в каждом случае заметно негодование автора по поводу такого рода отношения к обучению.
Если в первом случае тема воспитания в комедии «Недоросль» остается открытой для читателя, который самостоятельно должен сделать вывод на основании конкретных поступков, то во втором случае выбора не остается – Фонвизин открыто указывает на пороки Митрофанушки, того же Кутейкина и, конечно, Простаковых.
С читателем один на один
Несмотря на то, что Фонвизин осуждает те или иные поступки своих героев, он не морализирует открыто в своей комедии. В данном случае имеется в виду тот факт, что реакция читателя провоцируется наглядностью действий, обличением человеческих пороков, а не разговорами о них, прямой дискуссией. Именно поэтому проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается максимально полно, глубоко задевает читателя. Фонвизин мастерски продемонстрировал в ней самые темные, самые пыльные уголки русского общества своего времени, благодаря чему комедия не только дошла до наших дней, но и не утратила ни толики своего значения.
Простаковы всегда будут вызывать осуждение, Скотинин – возмущение, а Митрофанушка – некоторую долю отвращения. Тем не менее читатель абсолютно уверен и в том, что всегда будут оставаться такие, как Софья, Правдин или Милон, на которых можно ориентироваться и которыми стоит гордиться.
Фонвизин сегодня
С особым вниманием относятся сегодня к великой комедии о русской жизни: ее активно изучают в школах и университетах. Столь глубока она по своей сути, столь жива, что даже сегодня подрастающее поколение видит четкую разницу между добром и злом, невежеством и нравственностью, справедливостью и корыстолюбием.
Не зря текст фонвизинского «Недоросля» давным-давно разошелся на афоризмы, не зря до сих пор его ценят и любят, и, конечно, не зря еще многие годы он будет изучаться подрастающим поколением, ведь формирование нравственности в человеке – это главное.