Историческая столица Тибета. Древний город Лхаса - столица высокогорного Тибета

Тибетская автономия, или Сицзан, как ее называют китайцы, является третьим по величине районом КНР. Историческая столица Тибета – город Лхаса. Расположена автономия высоко над уровнем моря, на Тибетском нагорье, самом большом и высоком в мире. Отсюда берут свое начало великие реки Индии и Китая - Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. Специфичный, необыкновенный и таинственный Тибет - место, где путешественники достигают состояния духовного катарсиса. Он популярен, притягателен, его невозможно забыть.

Уникальная страна

Туристическая популярность Тибета основана на его древнейшей истории, религии - не зная базовых сведений об этом государстве, невозможно до конца насладиться прелестью его природы и архитектуры. Все созданное рукотворно и высшими силами придает стране свой шарм.

Более-менее точные данные говорят о возникновении первого тибетского государства в долине реки Ярлунг (отсюда и название правящей династии – Ярлунгская) в III веке нашей эры. А уже начиная с VII века история Тибета апеллирует конкретными именами, цифрами, подробностями. С той поры до наших дней сохранились подлинные фрагменты, входящие в конструкции знаменитых монастырей. Время и войны не пощадили неповторимые постройки уникальной культуры. Но отреставрированные, они манят к себе туристов и паломников со всего мира. Комплекс, которым обладает и гордится столица Тибета, находится под охраной ЮНЕСКО. Своеобразие тибетской культуры и веры объясняется не только труднодоступностью и закрытостью для внешнего мира, но и территориальным положением – Тибет граничит с такими самобытными странами, как Индия, Непал и Китай. Исторически сложилось так, что он долго находился под сильным влиянием Монголии.

Великий тибетский царь

У каждой страны на протяжении её существования бывал сильный руководитель, яркая личность. Государство во время его правления расцветало, расширялось, становилось доминирующим в регионе. В VII веке нашей эры у Тибета появился мудрый правитель Сонгцэн Гампо (604-650 годы). Он объединил под своей властью разрозненные провинции. Две его жены, китайская и непальская принцессы, привезли в страну вместе со статуями Будды, данными им в приданное, и сам буддизм. Распри с соседями, ставшими родней, на время утихли. Под влиянием жен – китаянки Вэньчэн и непалки Бхрикути, перевоплотившихся позднее в Зеленую и Белую Тару, главную богиню буддизма, столица Тибета была перенесена в Лхасу (с тибетского - «обитель богов» или «божественное место»), которая превратилась в этом регионе в оплот буддизма. Для двух статуй в Лхасе правителем были выстроены два храма – Джокханг и Рамоче. Неоднократно переделанные, они существуют и сейчас и олицетворяют собой VII век. Кроме того, облюбовав Красную гору, Сонгцэн Гампо построил на ней девятиэтажный на 999 комнат дворец, от которого до наших дней сохранилась пещера, где правитель в уединении медитировал. Сюда стекается поток туристов, желающих проникнуться мудростью веков и насладиться торжеством Духа.

Война вероисповеданий

Сейчас на этом месте возвышается легендарный Потала. Три этих строения входят в комплекс, находящийся под опекой ЮНЕСКО. Столица Тибета Лхаса еще 250 лет после смерти Сонгцэна Гампо была оплотом Ярлунгской династии.

Но буддизм был популярен здесь только среди небольшой аристократической прослойки, тогда как подавляющая масса тибетцев исповедовали бон по, веру предков. Религиозные разногласия и послужили основной причиной развала централизованного Тибетского государства. Однако буддизм, наоборот, стал набирать популярность, приобретая новые отличительные черты. В Европе это учение прочно утвердилось под названием ламаизм, представляя собой переплетение философии буддизма и веры в таинственную магию. Называют его еще тибетско-монгольской формой махаяны, северной ветвью буддизма или его поздней формой.

Возникновение на этих территориях буддизма

Как государственная форма ламаизм представляет собой церковную страну, во главе которой стоит священник, называемый здесь далай-ламой. Столица Тибета с XIII века – оплот ламаизма, который проник в отдельные регионы Монголии, Непала, Индии и Китая.

Буддизм в Тибете завоевывал популярность в первую очередь при помощи строительства культовых монастырей, первым из них был Самье. Возведен он был в 770 году усилиями Тисонга Децэна, 38 царя Тибета. После этого тогдашняя столица Тибета потеряла значение главного города государства. Но и сегодня это место является одной из основных и популярных точек туристического маршрута.

Возрождение после монгольского нашествия

В XI веке страна стала возрождаться, но вторгшиеся на её территорию в 1239 году монголы разорили большинство монастырей. Со временем и завоеватели, осевшие здесь, приняли буддизм. И когда в 1350 году монах Джанчуб Гьялцен (первый ученик школы Сакья) начал их восстанавливать, охотно ему помогали. В конце XIV - начале XV веков в Тибете начинает набирать популярность и увеличивать свое влияние школа Гелуг (истинная). Построенные ею монастыри Ганден, Дрепунг и Сэра становятся местами паломничества. Древний город Лхаса, столица высокогорного Тибета, становится центром новой религии, для формирования и расцвета которой очень много сделал далай-лама V, имеющий имя Нгаванг Лобсанг Гьяцо Великий (1617-1682 гг.). Судя по слову «великий», можно представить, как много он сделал для Тибета. На месте сгоревшего в результате попадания молнии дворца на Красной горе он стал возводить жемчужину мировой архитектуры – дворец Потала, который по замыслу должен был стать и резиденцией лам и их усыпальницей. На сегодняшний день дворец является визитной карточкой Тибета, его символом.

Легендарный дворец

Потала – гора в Южной Индии. По буддийским легендам, на ней обитает Авалокитешвара (Ченрези), от которого и произошел весь тибетский народ. Далай-лама – земное воплощение Бодхисаттвы. И, естественно, дворец назвали Потала, и он стал резиденцией религиозных правителей Тибета вплоть до 1950 года, когда китайские войска заняли Тибет, и XIV далай-лама вынужден был эмигрировать в Индию.

Новые хоромы стали возводить в период правления V далай-ламы, в 1645 году, на месте, где когда-то высился 9-тиэтажный замок Сонгцэна Гампо. С того времен во дворце сохранилась лишь легендарная пещера Фа-Вана, где он, 33 Великий царь Тибета, читал священные тексты. Уникальное сооружение на вершине горы является как бы ее продолжением, уходящим в небеса. Сейчас двухцветный красавец взят под охрану (в нем проживает несколько монахов) и представляет собой исторический и архитектурный памятник, служащий в основном для привлечения туристов в Тибет. Лхаса, открытая для посещения лишь в 1980 году, сейчас представляет собой популярнейший туристический центр.

Китай делает все для увеличения потока туристов

Китай туризму уделяет огромное внимание. Уникальная Тибетская автономия со столицей Лхаса – это сокровище, которое становится туристической меккой. Конечно, открытый для посещений совсем недавно, Тибет долгое время был совсем непубличным религиозным центром. Здесь нет такой мощной инфраструктуры, рассчитанной на нескончаемый поток посетителей, как, скажем, в Швейцарии - старейшем курортном центре мира. Но упущенное быстро наверстывается.

Уже сейчас Лхаса, историческая столица Тибета, имеет туристические комплексы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Можно назвать несколько высококлассных пятизвездочных отелей, лучших из 296 существующих на сегодняшний день в столице Тибета. Это Shangri-La, который находится всего в 700 метрах от дворца Норбулинка и Музея Тибета. За ним следует необыкновенно красивый St. Regis Lhasa Resort. Не уступает им Shambhala Palace и Tashitakge Hotel.

Поездка в Тибет доступна многим

Но это «лучшие из лучших» гостиничных комплексов, находящиеся в центре столицы, в шаговой доступности от главных достопримечательностей Лхасы. Вся система туризма в Тибете продумана до мелочей. Есть гостиницы с весьма демократичными ценами, а также с гибкой системой льгот, например с талонами на питание, бесплатной отменой бронирования, скидками на авиабилеты и многое другое. Подавляющее число гостиниц имеют очень высокие рейтинги и хорошие отзывы. Сейчас Лхасу так и зовут – «город отелей». Но это и город уникальных достопримечательностей. К ним относятся Дворец Потала и храм Джоканг, улица Беркхор и монастыри Дрепунг, Сэра, Ганден, Trugo и женский монастырь Цанггу. Список основных достопримечательностей будет неполным без Обители Пабонка и гробниц ранних тибетских царей.

Комментарии