Нагорье Тибетское: описание, географическое положение, интересные факты и климат
Нагорье Тибетское – самая обширная высокогорная область на планете. Она иногда называется «Крышей мира». На нем находится Тибет, который до половины прошлого столетия являлся независимым государством, а теперь входит в состав Китая. Второе название его – Страна снегов.
Тибетское нагорье: географическое положение
Нагорье расположено в Центральной Азии, в основном на территории Китая. На западе Тибетское нагорье граничит с Каракорумом, на севере - с Кунь-Лунем, а на востоке - с Сино-Тибетскими горами, на юге встречается с величественными Гималаями.
Рельеф
В северной части находятся всхолмленные и плоские равнины с большой высотой над уровнем моря. Внешне Северный Тибет напоминает среднегорье, только значительно приподнятое. Есть ледниковые формы рельефа: кары, троги, морены. Они начинаются на высоте 4500 метров.
Происхождение
Гималаи и Тибет вместе с ним образовались в результате субдукции – столкновения литосферных плит. Образование Тибетского нагорья происходило следующим образом. Индийская платформа погрузилась под Азиатскую плиту. При этом она не ушла вниз в мантию, а начала двигаться горизонтально, таким образом, продвинулась на большое расстояние и подняла нагорье Тибетское на большую высоту. Поэтому рельеф здесь в основном равнинный.
Климат
Климат, который имеет нагорье Тибетское, очень суровый, свойственный высокогорью. И в то же время воздух здесь сухой, так как нагорье расположено внутри материка. На большей части нагорья количество осадков составляет 100-200 миллиметров в год. По окраинам достигает 500 миллиметров, на юге, где дуют муссоны, - 700-1000. В основном осадки выпадают в виде снега.
Тибетское нагорье имеет большую высоту, поэтому воздух сильно разрежен, эта особенность способствует резким температурным колебаниям. Ночью территория сильно охлаждается, возникают сильные местные ветры с пыльными бурями.
Внутренние воды
Реки и озера в большинстве своем на нагорье имеют замкнутые бассейны, то есть не имеют внешнего стока в моря и океаны. Хотя по окраинам, где господствуют муссоны, находятся истоки крупных и значительных рек. Здесь берет свое начало Янцзы, Меконг, Хуанхэ, Инд, Салуин, Брахмапутра. Все это крупнейшие реки Индии и Китая. На севере питание водных потоков происходит главным образом за счет таяния снегов и ледников. На юге еще влияют дожди.
Многочисленные озера в Тибетском нагорье находятся на высоте от 4500 до 5300 метров. Происхождение их тектоническое. Крупные из них: Селинг, Намцо, Данграюм. В большинстве своем озера имеют небольшую глубину, берега низкие. Вода в них имеет разное содержание соли, поэтому цвета и оттенки водных зеркал разнообразны: от бурого до бирюзового. В ноябре они схватываются льдом, вода стоит замерзшая до мая.
Растительность
Нагорье Тибетское занимают в основном высокогорные степи и пустыни. На огромных территориях растительный покров отсутствует, здесь находится царство щебня и камня. Хотя на окраинах нагорья есть и плодородные земли с горно-луговыми почвами.
В высокогорных пустынях растительность низкорослая. Травы Тибетского нагорья: полынь, акантолимоны, астрагалы, соссюреи. Полукустарники: эфедра, терескен, танацетум.
На севере широко распространены мхи и лишайники. Где грунтовые воды находятся близко к поверхности, есть и луговая растительность (осока, пушица, ситник, кобрезий).
На востоке и юге Тибетского нагорья количество осадков увеличивается, условия становятся более благоприятные, проявляется высотная поясность. Если наверху господствуют горные пустыни, то внизу горные степи (ковыль, типчак, мятлик). В долинах крупных рек растут кустарники (можжевельник, карагана, рододендрон). Здесь же встречаются тугайные леса из ивы и тополя-туранги.
Животный мир
В Тибетском нагорье на севере обитают копытные: яки, антилопы, архары, оронго и ада, кианг куку-яман. Попадаются зайцы, пищухи и полевки.
История объединения Тибета
Племена цянов (предки народа Тибета) переселились на территорию нагорья из Кукунора в 6-5 веке до нашей эры. В 7 веке новой эры они перешли к земледелию, в это же время распадается первобытнообщинный строй. Тибетские племена объединяет Намри – правитель из Ярлунга. С его сына и наследника Сронцзангамбо начинается существование Тибетской империи (7-9 век).
В 787 году религией государства становится буддизм. Во время правления Лангдармы его последователи начали преследоваться. После смерти правителя государство распадается на отдельные княжества. В 11-12 веках здесь появляется множество религиозных буддистских сект, строятся монастыри, наиболее крупные из которых приобретают статус независимых теократических государств.
В 13 веке Тибет попадает под влияние монголов, зависимость пропадает после падения династии Юань. С 14 по 17 век происходит борьба за власть. Монах Цзонкаба организует новую буддистскую секту Гелукба, в 16 веке глава этой секты получает титул далай-ламы. В 17 веке уже пятый далай-лама обращается за помощью к ойратскому хану Кукунора. В 1642 году соперник – царь области Цанг - разгромлен. Секта Гелукба начинает править в Тибете, а далай-лама становится духовным и светским главой страны.
Дальнейшая история
К середине 18 века восток и северо-восток Тибета входят в состав империи Цинь. К концу столетия подчинены и другие территории государства. Власть оставалась в руках далай-ламы, но под контролем Цинского двора. В 19 веке на Тибет вторгаются англичане, в 1904 году войска их вошли в Лхасу. Был подписан договор, предоставляющий привилегии Великобритании на Тибете.
Вмешалось российское правительство, с Англией был подписан договор о сохранении и уважении территориальной целостности Тибета. В 1911 году произошла Синь-Ханьская революция, в ходе которой все китайские войска были изгнаны из Тибета. В дальнейшем далай-лама заявил о прерывании всех связей с Пекином.
Как появился буддизм в Тибете
Проникновение буддизма на Тибет опутано тайнами и легендами. Государство в то время было молодым и сильным. Согласно преданию, тибетцы узнали о буддизме благодаря произошедшему чуду. Когда правил царь Лхатотори, с неба упал небольшой ларец. В нем был текст Карандавьюха сутры. Благодаря этому тексту государство начало процветать, царь его считал своим тайным помощником.
Первым из Тибетских царей Дхармы был Сронцзангамбо, впоследствии его считали воплощением покровителя Тибета - бодхисаттвы Авалокитешвары. Он женился на двух принцессах, одна была из Непала, другая - из Китая. Обе привезли с собой буддистские тексты и предметы культа. Китайская принцесса взяла с собой большую статую Будды, которая считается главной реликвией Тибета. Традиция почитает этих двух женщин как воплощение Тары - зеленой и белой.
В середине 8 века был приглашен для проповеди известный философ Шантаракшита, который вскоре основал первые буддистские монастыри.