Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова
Уже в уходящем, 2014 году, литературный мир праздновал 200-летие великого русского поэта и прозаика — Михаила Юрьевича Лермонтова. Он, безусловно, знаковая фигура в русской литературе. Его богатое творчество, созданное за короткую жизнь, оказало немалое влияние на других знаменитых русских поэтов и писателей как ХІХ, так и ХХ века. Здесь мы рассмотрим основные мотивы в творчестве Лермонтова, а также скажем о своеобразии лирики поэта.
О происхождении рода Лермонтовых и воспитании поэта
Прежде чем мы приступим к рассмотрению творчества Михаила Юрьевича, необходимо написать несколько предложений о том, откуда же взялся в России в начале ХІХ века поэт с такой необычной для тогдашнего русского уха фамилией. Итак, по всей вероятности, предки Лермонтова происходили из Шотландии и вели своё начало от Томаса Лермонта, легендарного кельтского барда, жившего в Шотландии в ХІІІ веке. Забегая вперёд, укажем одну интересную деталь: великий английский поэт Джордж Байрон, столь уважаемый Лермонтовым, также причислял себя к потомкам Томаса Лермонта, благодаря тому, что один из предков Байрона был женат на женщине из рода Лермонтов. Так вот, один из представителей этой фамилии в начале 17-го века был взят в русский плен, поступил на военную службу, принял православие и стал родоначальником русской фамилии Лермонтовых. Однако стоит заметить, что сам Михаил Юрьевич свою фамилию ассоциировал поначалу с Франсиско Гомесом Лермой, испанским государственным деятелем 16-го века. Это отражено в написанной Лермонтовым драме «Испанцы». А вот своим шотландским корням поэт посвятил строки из стихотворения «Желание». Детство Лермонтова прошло в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Воспитывала поэта в основном его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, до безумия любившая внука. Маленький Миша не отличался крепким здоровьем и болел золотухой. По причине своего слабого здоровья и этой болезни Миша не мог проводить детство так, как его проводили многие его сверстники, и поэтому главной «игрушкой» для него стало его собственное воображение. Но никто из окружающих и родных даже не замечал ни внутреннего состояния поэта, ни его мечтаний и блужданий по «своим, иным мирам». Именно тогда Миша и почувствовал в себе те самые одинокость, угрюмость и — со стороны других людей — непонимание, которые будут сопровождать его на протяжении всей оставшейся жизни.
Литературное наследие Лермонтова
Творческий путь Лермонтова, как и его жизнь, был очень коротким, однако чрезвычайно продуктивным. Вся его осознанная литературная деятельность — от самых первых ученических проб пера до написания вершины его прозы, романа «Герой нашего времени» — продолжалась немногим более двенадцати лет. И за это время поэт Лермонтов успел написать четыреста с лишним стихотворений, приблизительно тридцать поэм и шесть драм, а прозаик Лермонтов — ещё и три романа. Всё творчество писателя исследователями принято подразделять на два периода: ранний и зрелый. Границей между этими периодами обычно является вторая половина 1835 и первая половина 1836 года. Но будем иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути Лермонтов сохранял верность своим идеям, литературным и жизненным принципам, сформировавшимся ещё на самом начальном этапе становления его как поэта, как человека. Решающую роль в творческом становлении Михаила Юрьевича сыграли два великих поэта: Пушкин и Байрон. Характерное для байроновских стихов тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению глубочайших душевных страстей, к лирической экспрессии, к типу героя, который находится в конфликте с окружающими людьми, а порой и всем обществом, проявляется особенно ярко в ранней лирике поэта. Но влияние Байрона на своё творчество поэт Лермонтов всё же преодолевает, о чём он и пишет в своём стихе «Нет, я не Байрон, я другой...», в то время как Пушкин был и оставался для него неизменным литературным ориентиром на протяжении всей жизни. И если изначально Лермонтов непосредственно подражал Пушкину, то уже в зрелом периоде своего творчества он последовательно начал развивать пушкинские идеи и традиции, подчас будто вступая с ним в некую творческую полемику. В позднем своем творчестве Лермонтов, мы видим, полностью разочаровался в жизни, он уже перестаёт изображать свой внутренний мир как нечто исключительное, а напротив, начинает переходить к обыденным чувствам. Однако разрешить свой извечный вопрос, терзавший его душу с юности, он так и не сумел. Или не успел.
Лирика Лермонтова
Творчество Лермонтова невозможно представить без его лирики. Все мы читали его стихотворения. Лирика М.Ю. Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на искренние душевные переживания поэта, обусловленные событиями личной жизни и терзаниями. Однако стоит заметить, что эта автобиография не просто из реальной жизни поэта, а самая что ни на есть литературная, то есть творчески преображённая и интерпретируемая самим Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя. Тематика стихотворений Михаила Юрьевича необычайно широка. Основные мотивы лирики Лермонтова - философские, патриотические, любовные, религиозные. Он писал о дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. И когда читаешь эти стихи, то невольно возникает удивительное чувство - светлое чувство глубочайшей горести и печали... Но какое же оно светлое — это чувство! А теперь мы подробнее остановимся на этих мотивах и покажем, в чём же всё-таки своеобразие лирики Лермонтова.
Одиночество и поиск смысла жизни
Лирика Лермонтова, стихи его, особенно ранние, почти все пронизаны переживанием печального одиночества. Уже первые стихотворения проявляют в себе настроение отрицания и уныния. Хотя уже довольно быстро эти настроения, где в лице лирического героя виден сам поэт, меняются на открытый монолог, а в нём речь идёт уже о людях, которым дела нет до таланта и внутреннего мира человеческой души. В "Монологе" Лермонтов говорит уже не о человеке, а о людях, то есть, по сути, личное "я" уступает более широкому "мы". Так складывается образ пустого поколения, испорченного этим миром. Образ "чаши жизни" весьма распространён для "раннего" Лермонтова; он достигает своей кульминации в одноимённом стихотворении "Чаша жизни". И не зря сам поэт говорил о себе как о вечно страдающем человеке. Образ вечных странников даёт ключ и разгадку ко всему стихотворению "Тучи", поскольку судьба описываемых поэтом туч становится сближенной с судьбой и самого поэта. Как и самому Лермонтову, тучам приходится покинуть родной край. Но фокус в том, что эти самые тучи никто не гонит, они становятся странниками по своей воле. Это противопоставление двух мировоззрений, то есть свобода, избавляющая человека от его привязанностей, от любви, от других людей, — отрицается. Да, я свободен в страданиях и гонениях, и своём выборе, но я не свободен, потому что страдаю, потому что не забыты собственные идеалы, принципы и Родина.
Политичекие мотивы в творчестве Лермонтова
Лирика Лермонтова, стихи — это завещание поэта потомкам. А завещал он служить лучшим человеческим идеалам, воплотив их в вечных художественных произведениях. Многие стихотворения Лермонтова вошли в сердца соотечественников именно в дни национального российского траура, например, в дни гибели гения Пушкина, когда страна скорбела, лишившись своего лучшего поэта. Автор стиха «На смерть поэта» потряс друзей Пушкина и привёл в замешательство его недругов, вызвав тем самым у последних ненависть. Враги Пушкина, поэтического гения, стали и врагами Лермонтова. И такая борьба русской поэзии со своими врагами, душителями и угнетателями любимой Родины продолжилась уже усилиями Лермонтова. И какой бы трудной эта борьба ни была, победа всё равно осталась за русской литературой — одной из величайших мировых литератур. До Лермонтова практически не было случая, чтобы поэт вот так просто «бросал» в лицо правительству стихи столь сильные и откровенные, что они моментально вызывали в обществе определённый резонанс: волнение и тревогу. Таковым стало стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» и несколько других. Стихотворение это прозвучало не только голосом гнева и скорби, но прежде всего — возмездия. В нём отражена трагедия передовой мыслящей личности в России первой половины ХІХ века.
Тема любви в лирике Лермонтова
Своеобразие лирики Лермонтова подчёркивается в его стихах о любви. В любовной лирике у Лермонтова почти всегда звучит печаль, пронизывая весь стих. В раннем периоде творчества поэта в его любовной лирике мы едва ли можем найти светлые, радостные эмоции. И это отличает его от Пушкина. В лермонтовских стихах раннего периода речь идёт прежде всего о неразделённой любви, о женских изменах, когда женщина не может оценить возвышенные чувства поэта, своего друга. Однако в стихах Лермонтов часто находит в себе силы, исходя из своих же нравственных принципов, отказаться от личного счастья и притязаний в угоду любимой женщине. Женские образы, обрисованные в стихах Лермонтовым, серьёзны и обаятельны. Даже в самое малое по размеру любовное стихотворение поэт вкладывал всю свою сердечность, все свои чувства к возлюбленной. Это стихи, которые, без сомнения, рождались и были вызваны исключительно любовью. Любовью объективной, христианской, «правильной», не эгоистичной, несмотря на сильнейшую досаду, выраженную в колких рифмованных строках. Однако Лермонтов не был меланхоликом, он был трагическим поэтом... Хотя он был исключительно требователен к людям и к жизни, смотря на всё с высоты бесспорного гениального дарования. Но с каждым годом вера поэта в дружбу и любовь только крепла. Он искал и даже находил то, что мог назвать «родной душой». В поздней лирике поэта всё реже можно встретить тему неразделённой, одинокой любви, Михаил Юрьевич всё чаще начинает писать о возможности и необходимости взаимопонимания между близкими по духу людьми; всё чаще пишет он о преданности и верности. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова последних лет почти что свободна от безысходного душевного надрыва, что так часто мучил поэта раньше. Он стал другим. Любить и дружить, как считал «поздний» Лермонтов, значит — желать добра ближнему своему, прощать все мелкие обиды.
Философские стихи поэта
Философские мотивы в лирике Лермонтова, равно как и всё его творчество, по восприятию и эмоциям, являют в большинстве своём трагичность. Но это ни в коем случае не вина самого поэта, а просто он так видел окружающий мир, свою жизнь, наполненную несправедливостью и страданиями. Он постоянно ищет, но практически всегда не находит в жизни гармонии и выхода для своих страстей. Бунтующее и пылкое сердце поэта беспрестанно стремится на волю из этой своей жизненной «темницы». В нашем несправедливом мире, согласно лермонтовской философской лирике, могут уживаться лишь зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. Все эти темы Лермонтова волнуют особенно в уже упомянутом нами стихотворении «Монолог». Там мы видим его тяжёлые, горькие раздумья о собственном предназначении, своей судьбе, о смысле жизни, о душе. Философские мотивы в лирике Лермонтова подчинены той мысли, что поэт в этом мире не находит столь нужных его душе настоящей свободы, искренности чувств, подлинных бурь и волнений в душах и сердцах других людей, а находит вместо тех бурь равнодушие. Лермонтов, рассуждая о собственной жизни, в которой преобладает неизгладимая извечная тоска, стремится уподобиться то синей волне, шумно катящей свои воды, то белому парусу, мчащемуся вдаль в поисках бурь и страстей. Но он не находит этого ни на родной земле, ни в чужих краях. Михаил Юрьевич иронично сознаёт всю трагическую быстротечность земной жизни. Человек живёт и ищет счастья, но умирает, не найдя его на земле. Но в некоторых стихах мы видим, что Лермонтов не верит и в счастье после смерти, в загробной жизни, в которую он, будучи православным христианином, безусловно верил. Оттого во многих его философских стихах мы с лёгкостью можем отыскать скептические строки. Для Лермонтова жизнь — это постоянная борьба, непрерывное противостояние двух начал, стремление к добру и свету, к Богу. Литературной квинтэссенцией его концепции мира и человека становится одно из самых известных стихотворений — «Парус».
Молитва как особый жанр в стихах Лермонтова
Рассмотрим ещё один пласт ститворений поэта. Тема молитвы в лирике Лермонтова играет значительную, если не сказать больше, роль. Рассмотрим подробнее. Молитва в лирике Лермонтова, пожалуй, даже может обознать и особый своеобразный "жанр". У воспитанного в православии Михаила Юрьевича есть несколько стихотворений, которые имеют название "Молитва". По тематике с ними похоже и стихотворение "Благодарность". Однако отношение самого поэта к Богу противоречиво. Молитва как жанр в лирике Лермонтова постоянно развивается. С 1829 по 1832 года лермонтовские "молитвы" построены, можно сказать, по определённому, привычному для всех принципу, и лирическое "я" действительно взывает к Богу и просит у Него защиты и помощи, относясь к вере с надеждой, а также сочувствием. Но если брать более поздний период, то мы можем наблюдать в молитвенных стихах поэта уже некое противление воле Всевышнего, подкреплённое иронией, дерзостью и порою просьбами о смерти. Оно, кстати, просматривается частично и в ранних стихах, хотя бы в "Не обвиняй меня, Всесильный...". Такой поворот в лирике может быть связан с бурным и бунтующим характером Лермонтова, перепадами в его поведении и настроении, о чем говорят и знакомые поэта, и биографы. Может быть, ни у кого больше — ни до, ни после Лермонтова — если изучать русскую поэзию, мы не найдём столь "молитвенных" стихов, как у Михаила Юрьевича, но, что очень важно, молитва как жанр в лирике Лермонтова почти обязательно имеет характер некоего таинства. Наиболее яркое стихотворение "Не обвиняй меня, Всесильный...", где поэт наиболее подробно и точно обрисовывает свою личность, которая рождена для творчества. А ведь написал он его в 15 лет. Ощущение и осознание поэтом данного ему дара настолько точны и понятны в этом ярком стихе, а слова к Богу настолько искренние и самобытные, что даже неискушённый читатель чувствует это сразу. Лермонтов разоблачает противоречивость своей души, да и человеческой натуры в целом. С одной стороны она твёрдо прикована к этой земной угрюмости и страданиям, а с другой стороны она стремится к Богу и понимает высшие заветные ценности. Молитва как жанр в лирике Лермонтова часто начинается неким покаянным обращением ко Всевышнему, который может и обвинить, и покарать. Но одновременно с этим покаянием в строфах упомянутого стиха читатель также чувствует, как проскальзывают и запрещённые для любой молитвы нотки оправдания самого себя. В быстрой смене состояний присутствует внутреннее "я" человека, противопоставленное воле Бога, и из этого противоборства, покаяния и ропота, растёт чувство тревоги, нарушается связь между человеком и Богом. Молитва как жанр в лирике Лермонтова это стих, где просьба о прощении, как правило, приглушена оправданием своих безудержных страстей и поступков.
Лирика Лермонтова в школьной программе
В наше время лирику Лермонтова активно изучают по обязательной программе на уроках литературы, начиная с младших и заканчивая выпускными классами. Изучаются прежде всего стихи, в которых чётко прослеживаются основные мотивы лирики Лермонтова. Школьники в начальной школе знакомятся с творчеством Михаила Юрьевича, и только в старших классах изучается «взрослая» лирика Лермонтова (10 класс). Десятиклассники не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии Лермонтова в целом, учатся понимать поэтические тексты.
Проза М.Ю. Лермонтова
И в лермонтовской прозе установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение, где она трансформировалась в опыт создания обобщённого психологического портрета «героя своего времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как своё индивидуальное лицо, так и экстраординарность собственной натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.
Творчество Лермонтова - это большая ценность для каждого человека. Благодаря ему каждый из нас задумывается о философских проблемах, представленных в романах и драмах. А стихотворения Лермонтова, хотя бы одно или два, знает наизусть, наверное, каждый человек.