О чем расскажут волшебные сказки, придуманные детьми? Как сочинить детскую волшебную сказку вместе с ребенком?

Детство маленького человечка начинается со знакомства с русским народным творчеством. Мамы и бабушки рассказывают ребенку сказки, а малыш с воодушевлением слушает, запоминает, пытается пересказывать. При этом развиваются все познавательные процессы: память, мышление, воображение, речь. И все это запускается в действие лишь правильным знакомством ребенка с книгой. Несомненно, родители, воспитатели, а позднее и учителя должны способствовать скорейшему развитию ребенка.

Но многие не знают, как быть, как помочь ребенку, если ему в школе дают задание самому написать сказку. Сказки, придуманные детьми, по-своему уникальны и неповторимы. Если у родителя нет никакой склонности к писательскому делу, не нужно отчаиваться. Хорошую сказку можно написать и без особого таланта, главное – стремление и самоорганизация. А если предполагается, что ребенок будет делать это полностью самостоятельно, задача родителей – правильно задать направление творческой деятельности.

Волшебная сказка как жанр

Волшебная сказка – особый жанр фольклора, который во все времена пользовался невероятным успехом у детей. В основе волшебной сказки лежит чудесный мир с невероятными приключениями героев. Как правило, главное действующее лицо должно делать выбор, решать сложные жизненные задачи, постоянно находиться в поисках. Дети – большие фантазеры и выдумщики, они хотят постоянно узнавать новое, поэтому такие сказки им очень нравятся. Волшебство, чудесные события, происходящие в сказке, привлекают их внимание, заставляют работать воображение и логику.

С чего начать писать сказку?

Прежде чем приступать непосредственно к написанию, нужно познакомить сына или дочку с примерами волшебных сказок. Их существует великое множество, и все они по-своему интересны.

Когда вы читаете ребенку сказку, обращайте внимание на важные компоненты произведения: экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Объясняйте ребенку непонятные фразы и почему герой поступает так или иначе. После прочтения не нужно сразу закрывать книгу, позвольте ребенку пофантазировать, придумать самому, как мог бы развиваться сюжет. Возможно, уже на этом этапе в голову начнут приходить идеи для будущего произведения.

Определитесь с темой будущей сказки

Сказка обязательно должна быть интересна ребенку. Спросите его о том, о чем бы он хотел написать сказку. Возможно, у ребенка уже имеются какие-то свои задумки, соображения на этот счет. К слову сказать, детям гораздо проще порой придумать сказку, нежели взрослому человеку – лучше работает фантазия, воображение ничем не ограничено, они не задумываются о том, как заработать больше денег, и не обременяют себя неинтересной и скучной работой. Даже если тема вам лично не нравится, дайте ребенку возможность проявить себя. Пусть пробует, составляет планы, «портит» бумагу – это все необходимо. Если тема не находится сразу, стоит вспомнить известные сказки и попробовать сочинить похожую.

Детская волшебная сказка собственного сочинения вызывает у малыша чувство гордости, повышает уверенность в себе и помогает достичь осознания, что «я все могу». Если произведение еще и оформить красиво (добавить иллюстрации, распечатать на бумаге, сделать твердый переплет), то будет вдвойне приятно листать и перечитывать такую «книжку». Сочинить сказку детскую волшебную для многих ребятишек вообще не проблема, ведь они так любят пофантазировать! Если ваш ребенок придумывает на ходу замечательные истории, рассказы, небылицы, не поленитесь, дайте ему в руки карандаш и бумагу, пусть запишет основу для дальнейшего сочинения сказки.

Композиция

При написании сказки необходимо учесть композиционно-идейную составляющую произведения. Нужно четко представлять себе, с чего начнется повествование, что последует далее и чем завершится.

Однако это не значит, что садиться за написание следует только тогда, когда полностью готов план. Вдохновение – штука непредсказуемая, и понимание сюжета может прийти непосредственно в момент написания. По этой причине не стоит ограничивать ребенка ничем: пусть сочиняет, пробует свои силы. Волшебные сказки, придуманные детьми, отличаются оригинальностью, непредсказуемостью и абсолютной искренностью. В таких сказках, как правило, добро всегда побеждает зло.

Главный герой

Этому нужно уделить особое внимание. Какой он? Что любит, чем восхищается, как проводит время? Не удивляйтесь, что персонаж может в чем-то походить на вашего ребенка, а в чем-то демонстрировать те качества характера, которые ему хотелось бы иметь. Главный герой – это центральный образ всего произведения: именно с ним происходят приключения, он отправляется в дальнюю дорогу, встречается с препятствиями и опасностями, учится преодолевать страх и сомнения.

Героя ждет большая удача после того, как он победит злейшего врага на свете и освободит какую-нибудь прекрасную принцессу из заточения. Лучше будет создать такого персонажа, который бы в процессе занимательного путешествия каким-то образом менялся, становился лучше и учился приносить пользу окружающим. Сказки, придуманные детьми, поистине маленькие шедевры: они подкупают своей искренностью и добротой.

Развитие сюжета

Если вы и ребенок вместе принялись за написание текста, то, без сомнения, должны понимать, что детские волшебные сказки должны строиться на интересном, захватывающем сюжете. Ведь то, что происходит с героем, по сути, и представляет для малыша существенный интерес. Герой не должен сидеть на месте, по меньшей мере он отправляется в далекие странствия. У него обязательно должна быть мечта или высокая цель в жизни: сделаться героем, помогать близким, спасти от смерти принцессу и т. д. Ничего страшного нет, если сказки, придуманные детьми, не похожи на другие произведения этого жанра: оригинальность и собственное мышление всегда только приветствуются!

На что обратить внимание, если ребенок пишет сказку самостоятельно?

Есть и такие талантливые ребятишки, которые могут сочинить полноценную сказку без помощи взрослого. Этому нужно только радоваться: значит, у малыша хорошо развито творческое воображение, фантазия и способность организовать себя. Детские волшебные сказки, придуманные детьми, зачастую оригинальнее тех, чьими авторами являются взрослые. Это явление легко объясняется: дети более эмоциональны, непосредственны и легко силой мысли переносятся в сказочное пространство.

Если ребенок решил сам работать над сказкой, и вы видите, что ваша помощь пока не требуется, то предоставьте ему полную свободу действий. Пусть творит то, что нравится. Не нужно навязывать ему сюжет, план действий или определенного персонажа. Ко всему нужно прийти самому. И если ребенок решил делать задание самостоятельно, предоставьте ему возможность проявить себя. Нередко волшебные сказки, придуманные детьми, получаются на редкость удачными.

Герои-антагонисты

Во всех сказках есть злодеи, которые мешают спокойно жить положительным персонажам: устраивают им различные неприятности, портят праздники, всячески вредят. Важно, чтобы отрицательные герои были показаны со своей стороны, чтобы они тоже были интересными. В идеале можно придумать, что к концу сказки различные злюки и вредины становятся добрыми, меняют свой характер.

Краткость – сестра таланта

Как бы ни развивалась сюжетная линия маленького произведения, крайне важно научить ребенка выражать свои мысли с предельной точностью и ясностью. Волшебные сказки, придуманные детьми, короткие легче воспринимаются, нежели длинные и витиеватые. Запомните: сказка не должна быть очень продолжительной! В ней не должны встречаться повторения, бесконечные перечисления, не нужно излишне затягивать диалоги. Если ребенку трудно сразу сориентироваться, предложите свою помощь: отредактируйте сказку, укажите на лишние и ненужные фразы, которые помогут разумно сократить текст.

Таким образом, волшебные сказки, придуманные детьми, расскажут о большом таланте вашего юного писателя, оригинальности его мышления, наличии творческой жилки, воображения, собственного стиля изложения, общих литературных способностях. Как и любой талант, данный от природы, литературное творчество нужно развивать, помогать ему прорастать с течением времени. Представьте, что через несколько лет именно ваш ребенок может стать знаменитым на всю страну со своими произведениями. И тогда обязательно вы вспомните, как начиналось все с «невинных», ничего не обещающих волшебных сказок.

Комментарии