Логос - это в философии что? Понятие «логос»
Общепринятым фактом является то, что философия возникла в Древней Греции в VI веке до н. э.
Сам термин складывается из таких греческих слов, как «филео» (любовь) и «софия» (мудрость). Итак, буквальный перевод - «любовь к мудрости». Философию можно трактовать как учение о мире, об общих закономерностях и принципах бытия, познания. Она является своего рода духовно-рационалистическим освоением реальности. В философии немаловажную роль играет термин «логос».
Интерпретация понятия
Древнегреческий термин «логос» был использован впервые философом и политическим деятелем Гераклитом. Он применял его в своем учении в качестве одного из главных понятий. Термин «логос» в философии античности становится впоследствии весьма популярным и приобретает много вариаций трактовок.
Чаще всего он трактуется как «мысль» либо «смысл» (понятие). Также распространен перевод «слово» (осмысленное, имеющее значение, сведения о предмете или явлении). По-другому, логос - это в философии слово, несущее неотделимую мысль.
В разном контексте данное понятие имело различные значения.
Многозначность понятия «логос»
Многочисленные интерпретации рассматриваемого термина встречаются преимущественно у Гераклита, в частности:
- Логос в философии - это универсальный закон, которому все в мире подчиняется («всеуправляющий Логос»).
- Он выступает выражением определенности и постоянства, а также устанавливает своего рода границы, в рамках которых протекают все изменения и трансформации. Логос в философии - это (кратко) закон, делающий мир гармоничным, упорядоченным и соразмерным. То есть все изменения протекают внутри него (при условии расценивания данного понятия в качестве меры).
- Данный термин выражает тождество таких противоположных понятий, как добро и зло, день и ночь, холод и тепло, образует из них нечто единое: «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласие и разногласие, из всего – одно, из одного – все» (Философия Гераклита - «Учение о логосе»).
- Рассматриваемое понятие не употребляется в отношении отдельно взятых вещей. Логос в философии Гераклита - обозначение тотальности.
Он выражал им свое представление о единстве, гармонии и целостности мира. Гераклит отождествлял понятие «логос» с Космосом. Чувственная составляющая порождалась появившимся из огня Космосом, а умственная – Логосом, ввиду того что самым главным, которое фиксируется в мирской жизни и находит свое отражение в представлениях о космосе, выступает организованность и мироустройство, превращающее отдельно существующие вещи в единое целое.
Таким образом, суммировав все то, что включает «учение о Логосе» Гераклита, можно сказать, что данное понятие является законом, придающим миру субстанциальность, системность и возможность к эволюции.
Значимость рассматриваемого термина
Логос в философии – это столь же обязательное понятие, как и законы полиса, выражающие универсальность и тотальность разума. Он состоит из фундаментально-онтологического содержания, которое обозначает сущность мироустройства, и его можно постигнуть исключительно умственным путем, и никак не чувственным восприятием.
Движение от мифа к логосу – это перемещение от совокупности объекта и субъекта, от нечеткого разграничения человеческого «Я» и «не Я» к ясному пониманию этого противостояния, а также различия между предметом и образом. То есть это движение от мироощущения к созерцанию.
От мифа к логосу
Существуют самые разнообразные концепции данного перехода, от устаревшего типа мировоззрения к принципиально новому. Однако в качестве основополагающих выделяют следующие:
Мифогенная теория
Суть данной концепции – утверждение о том, что философия античности является следствием древнегреческих мифологем второго поколения, выступая их так называемой рационалистической интерпретацией.
Миф здесь рассматривается в качестве аллегории, за которой скрывались подлинные исторические факты, реальные события, но сильно искажённые и неверно истолкованные. Метафора носила обобщающую функцию, посредством которой человек через определенные признаки обозначал абстрактные понятия. Со временем потребовалось рационализировать миф (перевести существующую систему эпитетов и аллегорий на язык категорий и понятий).
Итак, можно сказать, что философия – это адаптированная к соответствующей эпохе мифология.
Одним из вариантов рассматриваемой концепции выступает символическая теория, интерпретирующая миф в качестве единого чувственного смысла и образа, подкрепленного традицией и ритуалом.
Гносеогенная теория
На первый взгляд, можно подумать, что она является противовесом вышерассмотренной. В сущности данной концепции заложено утверждение того, что философия никак не перекликается с мифологией, потому что имеет иной источник. Мировоззренческие взгляды на мир формировались на базе научно-теоретических знаний и обобщений реально происходящих событий. Философская мысль эволюционировала посредством знаний, в корне противоположных фантастическим представлениям и вере. В связи с этим были сделаны выводы о том, что мифология не может выступать предысторией философии (I том «История философии»).
Гносеогенно-мифогенная теория
Как уже видно из названия, данная концепция скрещивает первые две радикальные теории. Она утверждает, что и внутри мифа существуют составляющие здравого смысла, многолетнего опыта, и за его пределами есть элементы науки из разных областей (медицины, математики и др.), заимствованные на Востоке.
Социоантропоморфная (историко-психологическая) теория
Ее представитель - французский антрополог, историк и исследователь Жан-Пьер Вернан («Происхождение древнегреческой мысли»). Он объясняет процессы бытия с точки зрения рациональности посредством проецирования их на повседневно происходящие ситуации, то есть осуществляется трансформация образа мышления: все космические явления стали пониматься через рутинные события, а не языческие действия богов.
Таким образом, в основе каждой концепции лежат два понятия - миф и логос. Философия, если можно так сказать, эволюционировала от первого термина ко второму. Как уже стало понятно, существует множество точек зрения относительно данного перехода.
Учение о Логосе Гераклита
Это образец не только древнегреческого материализма в раннем периоде, но и древнегреческой диалектики.
По мнению Гераклита, логос означает то, что свойственно всему и всем вокруг, а также то, посредством чего все управляется всеми. По-видимому, это одна из самых первых его формулировок, где идея первоначала переплетается с едва возникающей идеей тотального закона, управляющего всем сущим.
В ней содержится возможность разграничения философии и физики, а также вычленения деятельности касаемо изучения и описания природы. Конечно, на тот момент Гераклит воспринимал все три элемента как одно целое, объединенное идеей первоначала.
Философский опыт прошлых лет доказывал, что его нельзя отождествлять ни с отдельно взятой вещью, ни с одной из существующих материальных стихий. А впоследствии было установлено, что первоначало нельзя соотносить с материей вообще, так как практически все последующие философы задавались вопросом в отношении возможности объединения человеческой сущности и мира в целом, а в более узком понятии - духа и тела в представителе людской расы. На тот момент требовалось найти принцип, объединяющий любое тело (включая человеческое) с внутренним содержанием – душой. Тем самым эти трудные поиски универсального единения человека и мира приобрели как в рамках философии, так и всей культуры в целом весьма четкие очертания, которые постепенно вылились в глобальную проблему бытия.
Гераклита интересовали преимущественно людские мысли, волнения и страсти. Огонь (невидимый и динамический) в качестве первоначала был приемлем в учении данного философа ввиду того, что он ассоциировался у него с человеческой душой. Так, Гераклит характеризовал одушевленную природу. Согласно его учению, в человеческом теле душа представлена страстями, размышлениями, страданиями и т. п.
Рассматриваемый древнегреческий термин в рамках христианства
В эпоху эллинизма понятие «логос» пользуется вниманием со стороны религиозной мысли Средиземноморья, которая стремилась синкретично соединить греческую и восточную традиции.
Существенный результат данных экспериментов - учение выдающегося представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского.
Он считал, что логос в философии – это внутренний замысел и разум самого Бога в отношении мира. Помимо этого, он еще воспринимался Филоном в качестве посредника между «первым Богом» - творцом всего сущего и «третьим богом» — природой (творение Господа), который именовался как «второй бог», «первосвященник», «единородный сын Божий».
Это учение Филона в значительной степени повлияло на христианское богословие: нашло отражение в учении Евангелия от Иоанна о логосе («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1)), а также в Апокалипсисе (19:13) именем «Слово Божие» называют Иисуса.
В отличие от данного понятия в рамках эллинистической философии (эманация Абсолюта и превращенная форма его пребывания в низших мирах), в христианской философии выраженный в Евангелии вторым лицом Троицы (Иисус Христос) логос означает, во-первых, непосредственное пребывание Господа в мире, а во-вторых, синкретичное единство с людской природой («И Слово стало плотию», Иоан., (1:14)).
Немецкий трансцендентализм касаемо рассматриваемого понятия
В философии нового времени интерес в отношении проблематики логоса был замещен проблемами логики. Однако в рамках немецкого трансцендентализма, который отличался заинтересованностью, конкретностью и историчностью духа, инобытием логики, взаимосвязью абсолютного и личностного, было обнаружено возвращение к ранее рассматриваемой философии логоса. В частности, у Канта имелся христологический текст, истолковывающий логос Иоанна с точки зрения его совместимости с существующим принципом разума и взаимосвязи с проблемой размежевания религии и практического разума.
Немецкий философ Фихте, с одной стороны, выделяет согласованность своего учения с Евангелием от Иоанна, а с другой - противопоставляет его христианство («вечная» религия логоса и знания) христианству Павла, в значительной степени «исказившему» Откровение.
Для Гегеля логос в философии – это Понятие (один из главных элементов его логики). В связи с тем, что оно в рамках системы данного немецкого философа выступает своего рода максимальным раскрытием Абсолюта в качестве Идеи внутри и для себя, точнее, Идеи, которая преодолела раскол объективного и субъективного и достигла формы свободы. Таким образом, дальнейшее ее развитие посредством природного инобытия к конкретности Абсолютного Духа может быть рассмотрено в качестве сверхэмпирической истории логоса.
Рассматриваемое понятие в рамках русской религиозной философии
Термин «логос» в форме ее действующего словаря появляется в XIX–XX вв. Всеобщность темы задает русский мыслитель В. С. Соловьев, с точки зрения характерного именно для него «александрийского» контекста евангельского учения («Философские начала цельного знания» и «Чтения о Богочеловечестве»).
К разного рода интерпретациям понятия «логос» довольно часто прибегали знаменитые философы «всеединства» (Булгаков, Карсавин, Флоренский, Франк).
Русский философ В. Ф. Эрн выдвигает неославянофильскую идеологию логизма, представленную во введении сборника «Борьба за Логос» («логос есть лозунг»), которая противопоставляется эллинско-христианскому логосу западного рационализма.
Рассматриваемое понятие в философии XX века
Теме логоса здесь уделяется весьма значительное внимание и со стороны религиозных философов нетомистской традиции (концепция К. Ранера, где человек - «слушатель Слова»), и представителями протестантской «диалектической теологии» (Карл Барт).
Существенной оказывается проблематика рассматриваемого понятия, особенно касаемо эллинского наследия, для герменевтики («Истина и метод» Гарамера).
Немецкий философ М. Хайдеггер неоднократно в своих последних работах возвращается к попыткам заново истолковать забытый смысл древнегреческого логоса - «собирающе-раскрывающая» сила.
В рамках постструктурализма данный термин сопоставляется с рационалистической мифологией Запада. Итак, для метода деконструкции Деррида главной целью является «обезвреживание» логоцентризма, синонимичного метафизике.
Современная философия относительно данного понятия
Многие философы и Нового, и Новейшего времени, такие как А. Ивакин, М. Хайдеггер и другие, рассматривают термин «логос» как глубоко содержательный и многозначный. Он трактуется как «слово», «мысль» («слово, речь, если они искренни, суть та же «мысль», но выпущенная наружу, на свободу»). Также часто употребляется такой перевод данного термина, как «смысл» (принцип, основание, понятие, причина) вещи или события.
Некоторые русские философы-идеалисты логос употребляют в качестве обозначения единого органического знания, которому свойственно равновесие сердца и ума, наличие интуиции и анализа (П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн).