Картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»: рецензия
Мэтр отечественной кинорежиссуры Андрей Кончаловский без устали продолжает собирать профессиональные кинонаграды и симпатии зрительской аудитории своим кинопроектом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Рецензии, отзывы единогласно подчеркивают оригинальность идеи создателя, ведь картина создана по принципу документального кино – камера словно подсматривает жизнь реального человека.
Фильм-созерцание
Кончаловский в который раз попытался расширить для себя пределы кинематографа и проникнуть в сакральные глубины неразгаданной русской души. Поэтому кинолента не является однозначно документальной, в каждом эпизоде чувствуется влияние режиссерского замысла, пусть и предельно абстрактно и весьма расплывчато, этакий арт-хаус в кино. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» призывают зрителя раствориться в нем, плавно следовать течению сюжетной линии, которая лишена резких поворотов и эмоциональных перепадов. Фильм получился подобным неспешной симфонии, и термин «созерцательный» подходит ему идеально.
Без отзвука мизантропизма
Практически все рецензии на фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» отмечают отсутствие в сюжете традиционного для современного отечественного кинематографа «чернущного» освещения деревенской жизни.
Кончаловский показывает обитателей деревни обычными людьми, с отпечатком тяжелой судьбы на лицах, но под гнетом тягот не растерявших человеческой сущности. Герои картины отнюдь не деграданты или убогие, страдающие от алкогольной зависимости. Много интересных, колоритных типажей демонстрирует кинопроект «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Рецензия представителя организации «Искусство кино» является подтверждением данного утверждения. Максимально объективно (безоценочно) отобразить реальные характеры, личности, встречающиеся по всей России режиссеру, в повествовании позволяет отсутствие мизантропического тона (подтекста) и любого намека на осуждение.
Зыбкая грань между реализмом и мистикой
Стоит отметить, что фильм не ограничивается строгим реализмом, по мере развития сюжетного повествования все отчетливее проступают оттенки мистики. На редкость деликатно Кончаловский приподнимает завесу в мир неопознанного, так проницательно ощущаемого центральным персонажем киноленты «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Рецензии, отзывы критиков единодушно называют главного героя медиумом, ему непостижимым образом удается соединять не только жителей изолированной деревни с внешним миром, но и целые исторические вехи: невежественное язычество, канувший в лету коммунизм, неприглядное настоящее и призрачное будущее.
Состояние «безвременья»
Кинолента, добывшая награду «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале в номинации «Лучшая режиссерская работа», снималась в глухой глубинке Архангельской области (Плесецкий район, деревня Вершино) и эпизодически в Кенозерском национальном парке. Поэтому рецензии на фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» утверждают, что автор устроил премьерный показ в Архангельске только по этой причине.
Именно в этой забытой людьми и Богом местности, в состоянии безвременья и находится село, в котором развиваются события картины. Создается впечатление, что местность и население существуют в некой иной, парадоксальной и магической реальности. Данное предположение усиливают последние кадры картины и цитирование Шекспирской «Бури». Именно эти художественные приемы в киноленте «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (рецензия Д. Быкова «Новая газета» особенно остро их выделяет) будоражат умы зрителя.
Чистая мелодия без фальши
В кинофильме все сплошь – натурпродукт: пейзажи национального парка с игрой света и тени, сельчане, странный бесшумный кот с пронзительно желтыми глазами и сам центральный персонаж – так гласит одна рецензия. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» - это кинокартина, подобная чистой мелодии без нотки фальши. И с этим трудно не согласиться, ведь все фабульные повороты картины не первостепенны. Главнее примеры непридуманной, подлинной жизни.
Большое количество времени и усилий автор потратил на то, чтобы создать киноленту «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Рецензия обозревателя МК Светланы Хохряковой свидетельствует о том, что усилия не прошли даром. У Кончаловского получился элегичный и слегка поэтичный портрет не только отдельной деревни и почтальона, а в целом мифической русской ментальности: лишенной ясного вектора развития, мучительно разрывающейся между непобедимой верой в светлое будущее и беспросветной ностальгической безнадегой.
Аналогия с Флаэрти?
Если детально попытаться разобрать фильм на отдельные пазловые составляющие, то можно заметить, что метод, использованный режиссёром, уходит в начало 20-х годов. Именно в этот временной период выходит культовая картина Роберта Флаэрти с загадочным названием «Нанук с севера». Именно оттуда Кончаловский и позаимствовал некоторые приемы, вроде: «слегка намеченного сюжета» и «длительного наблюдения». Эти кинематографические термины сегодня вспомнят лишь профессионалы, да и то не все. А Кончаловскому удалось их реинкарнировать.
Элегия или документализм
Фильм изображает деревенскую жизнь – без роскоши, финансового изобилия, с пьянками и нецензурщиной, драками, воровством и безысходностью – вот, по большому счету, и вся рецензия. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» уже транслировался на Первом канале и успел вызвать бурю эмоций у смотревших, получить категорично полярные отзывы.
Одни созерцатели посчитали его удручающе натуралистичным и назвали документальным, другие назвали его элегией по умирающей деревне. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (рецензия критика Бориса Нелепо тому подтверждение) ни в коем случае нельзя назвать «биографией обычного почтальона», весь хронометраж картины – это несколько дней из жизни, повседневность. И этот довольно смелый для современных отечественных форматов «эксперимент» режиссера А. Кончаловского бесспорно удался.