Фамусовское общество и Чацкий. Фамусовское общество: характеристика

Пьеса "Горе от ума" - известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания "высокой" комедии. Герои в "Горе от ума" - неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи, наделенные одной характерной чертой. Этот прием позволил Александру Сергеевичу достигнуть потрясающего правдоподобия в изображении "картины нравов" московской аристократии. Характеристике представителей такого общества в комедии "Горе от ума" будет посвящена эта статья.

Проблематика пьесы

В "Горе от ума" присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является социальный конфликт. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.

"Портретность" героев комедии

Появление комедии "Горе от ума" вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича - П. А. Катенин - упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур "портретны", то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что "...карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы..." и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.

Представители фамусовского общества

В ответ на замечания о несовершенстве "плана" своего произведения Грибоедов заявлял, что в его пьесе "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека - Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский "туз" (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.

Фамусов: убежденный консерватор

Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него - верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что "монашеским известен поведеньем", однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова "порок" является "ученость". Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него - и вовсе признак сумасшествия.

Вопрос о службе - главный в системе жизненных ценностей Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него - человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб - деловые, разумные люди. Фамусовское общество - это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он - воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.

Молчалин: бессловесный карьерист

Если Фамусов в пьесе - представитель "века минувшего", то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается "в люди" с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри - "умеренность" и "аккуратность", а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые "страшнее пистолета" принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. "Молчалины господствуют на свете!" - с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.

Хлестова: самодурство и невежество

Это колоритный персонаж из екатерининской эпохи. Вздорная и властная барыня-крепостница, не скрывающая своего отвращения к просвещению и образованию. От нечего делать она таскает с собой на приемы "арапку-девку да собачку". Хлестовой нравятся молодые французы и услужливые персоны вроде Молчалина. Беспредельное самодурство - ее жизненное кредо. Кто богат, тот и прав, считает она. Личные заслуги не имеют при этом никакого значения.

Скалозуб: завидный жених

Этот герой является воплощением невежества и тупости. Грубый солдафон, который "слова умного не выговорил сроду". Однако Фамусов не желает другого жениха своей дочери. Еще бы! При сравнительно небольшом сроке службы Скалозуб уже "метит в генералы" и к тому же "золотой мешок". Фамусовское общество демонстративно не желает замечать неотесанности и грубости полковника. "Ученостью" этого персонажа никак "не обморочишь". С его точки зрения, военная муштра гораздо полезнее всяких там книг. Скалозуба интересуют только рассуждения о "фунтах и рядах".

Загорецкий: плут и шулер

Этого человека, несмотря на отвратительную репутацию, спокойно принимает в свои ряды фамусовское общество. Всеми презираемый Загорецкий - "мастер услужить", поэтому на его проказы смотрят сквозь пальцы. О том, что он "лгунишка", "вор" и "картежник", говорят открыто. Однако без него здесь обойтись не могут.

Репетилов: наперсник "шумных" тайн

Это интереснейший герой, который позволяет сделать вывод об отрицательном отношении Грибоедова к идеологическим "пустоплясам", сделавшим "заговорщицкую" деятельность формой светского времяпровождения. На словах Репетилов поклонник "учености". Однако сам же признается, что с удовольствие делал бы карьеру, да "неудачи встретил". Фамусовское общество не видит особой угрозы от болтовни "шумного" заговорщика. Несмотря на то что Репетилов во всеуслышание заявляет, что у него с Чацким "одни и те же вкусы", на деле он также такой же светский пустозвон, как и все остальные.

Внесценические персонажи

Фамусовское общество, характеристика которого является предметом данной статьи, не ограничивается участвующими в действии персонами. В комедии между делом упоминается множество людей, которых зрителям так никогда и не представят. Внесценические персонажи - это "невидимые" участники социального конфликта. У них особая функция: с их помощью автор смог расширить рамки произведения, так сказать, вывести сюжет за сцену. Не играя никакой конкретной роли в сюжете, внесценические персонажи неразрывно связаны с защитниками "века минувшего" или, напротив, с представителями "века нынешнего". Именно эти невидимые герои дают представление о расколе русского общества на две неравные половины. В большую часть входят идеологи, которых пригрело фамусовское общество. "Горе от ума" демонстрирует нравственную несостоятельность их взглядов. В меньшую - люди, подобные Чацкому. Он вовсе не одинок. В лагерь ученых правдолюбцев входит брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, "петербургские" профессоры, у которых учился главный герой, и так далее. Гости Фамусова считают их непрактичными безумцами.

Авторские ремарки

В "Горе от ума" А. С. Грибоедов активно использует ремарки, чтобы передать равнодушие, которым отвечает на слова Чацкого фамусовское общество. Характеристика героев комедии, их реплики сопровождаются бесстрастными замечаниями автора. Например, во время диалога с Александром Андреевичем Фамусов "ничего не видит и не слышит". Во время бала, когда Чацкий произносит обличительный монолог, осуждающий "чужевластья мод", гости "кружатся в вальсе с величайшим усердием" или "разбрелись к карточным столам". Ситуация напускной "глухоты" усиливает комический эффект произведения, а также подчеркивает степень взаимного непонимания и отчуждения между конфликтующими сторонами.

Заключение

Таким образом, коллективным персонажем и главным идеологическим оппонентом Чацкого является фамусовское общество. "Горе от ума" демонстрирует читателям жизненный уклад и нравы московской аристократии, жившей во второй половине 1810-х годов. Эти люди объединены между собой консервативными взглядами и примитивной практической моралью. Их основная цель - "и награжденья брать, и весело пожить". Чацкий и фамусовское общество находятся на разных полюсах нравственного самосознания. Для московских аристократов "ученость" отождествляется с вольнодумством и безумием. Для Чацкого мораль "покорности и страха" - обломок минувшего века, отвратительный предрассудок, чуждый каждому нормальному человеку. В этом противостоянии у каждого своя правда.

Нравственная глухота фамусовского общества блестяще продемонстрирована в пьесе "Горе от ума". Грибоедов Александр Сергеевич вошел в историю русской литературы как автор одного из самых злободневных и реалистичных произведении своего времени. Многие афоризмы из этой комедии весьма актуальны и в наши дни.

Комментарии