Образ Дон-Кихота: проявление лучших намерений и стремлений человека
Жизнь ровно настолько смешна, насколько ироничен роман о Дон-Кихоте. Нет, правда – как же иначе объяснить ту массу недоразумений, которая произошла с этим произведением? Вечный образ Дон-Кихота будоражит умы даже сейчас, в XXI веке. В чем же секрет, почему человек, наделавший столько пагубных глупостей, становится образцом гуманизма? Попробуем разобраться.
О чем история печальная
Написанное сугубо как сатира и пародия, произведение становится важнейшим романом своего века; все читают его как глубокую философскую притчу. Герой, которого Сервантес задумывал как нелепого, но все же отрицательного персонажа, становится образцом мечтателя, революционера, альтруиста; в нем складываются все фантазеры и легкие на подъем люди, в том числе и сам автор, наполнивший Дон-Кихота всеми чертами, которые находил у себя. Спутник протагониста, его лучший друг, Санчо, мечтающий о богатстве грязный крестьянин, превращается в символ народа и его бесконечной мудрости.
Итак, в своем поместье проживает немолодой дворянин Алонсо Кехано. Все свободное время он проводит за чтением рыцарских романов, хотя институт рыцарства исчез сто лет назад. В какой-то момент он понимает, что готов отдать жизнь за все те идеалы, с которыми столкнулся в книгах. Он принимает решение стать рыцарем.
Кехано находит себе коня (настолько же старую развалюху, как и он сам) - Росинанта, обзаводится здравомыслящим, но мечтающим о деньгах оруженосцем по имени Санчо Панса. Рыцарь находит даму сердца и, назвавшись звучным «Дон-Кихот», отправляется вершить свои подвиги.
Вот только подвиги эти нелепы и полны безумия: сражение с ветряными мельницами-великанами, нападение на монахов-призраков, «спасение» девушки от собственных слуг – «злобных разбойников».
Несмотря на придуманный Санчо титул, «Дон-Кихот, Рыцарь Печального Образа», путешественники становятся лишь объектами для насмешек. Главные козни им строит студент Самсон Карраско. Во второй трети романа он был повержен нашим героем в ходе дуэли, которую сам злодей создавал как злобную постановку. Это так задело самолюбие молодого человека, что теперь он мечтает отомстить.
Студент подначивает дворянство к тому, чтобы разыграть спектакль перед Дон-Кихотом – им забава, а ему справедливость. Пройдя через тысячу унижений, незаметных для него самого, при дворе Рыцарь Печального Образа (к тому времени уже Рыцарь Львов) сражается с Рыцарем Луны – и проигрывает. Доспехи победителя же – на Самсоне. Он требует от Дон-Кихота отречься от своих странствий и путешествий.
В итоге старик тихо умирает в постели. Он знает, что совершал глупости – но уверен, что он все же хороший человек, что образ Дон-Кихота – это светлое пятно в темном мире. К тому моменту так думает уже не только он, но и плачущие слуги во главе с верным оруженосцем Санчо.
Перемена отношений
Образ Дон-Кихота в романе Сервантеса изначально был юмористичен. Сам писатель говорил о том, что создает противовес той «высокой», псевдопафосной литературе, которая наводнила книжные полки его современников.
Потому и свой роман он пытался сделать максимально низменным и приземленным, так называемым «плутовским». И изначально он так и воспринимался. Характеристика образу Дон-Кихота была дана однозначная – над романом смеялась вся Испания.
Однако со временем, уже после смерти Сервантеса, в голове людей родилось новое прочтение образа. И виноваты в этом немецкие романтики, которые нашли в странствующем рыцаре символ всей своей философии. Для них Дон-Кихот стал мечущейся мечтательной душой в мире грязного реализма.
Именно эта мысль, наполняясь, развивалась в мире и дальше. И вот уже Тургенев ставит Дон-Кихота на одну ступень с Гамлетом, восхваляя его желание бороться во имя идеи.
Уже в XX веке продолжается рассуждение о Рыцаре Печального Образа. О проблеме его взаимоотношений с миром желают высказаться не только философы и писатели, но и психологи, находящие в «кихотстве» множество интересного.
И до сих пор с каждым годом Дон-Кихот на наших глазах утрачивает комичность и задор, превращаясь все больше в трагическую и непонятую фигуру.
Влияние на мировую литературу
Дон-Кихот – вечный образ в литературе, и это главное достижение Сервантеса. Сам того не желая, он дал миру того самого нелепого чудака, который так нужен был. Именно Сервантесу мы обязаны «дикарями» в книгах эпохи Просвещения, когда отделение от общества или иной взгляд перестал считаться отрицательным. Между прочим, именно образ Дон-Кихота служил вдохновением для Достоевского при работе над «Идиотом».
Но не менее важна заслуга Сервантеса как писателя, принесшего в литературный мир роман в том формате, в котором мы его сейчас знаем. Благодаря ему книга стала произведением с долгой историей, множеством линий и сильными переменами в жизни персонажей.
Вечный странник
Сначала стоит рассмотреть самый поверхностный символичный вариант – образ Дон-Кихота как идею вечного путешественника. Это человек, чья жизнь должна быть связана с дорогой. Другого выхода просто нет. И что самое интересное, вырастает этот человек из «книжного червя».
И он не врет себе и не обманывается. Для него лишения и проблемы на пути и являются истинным счастьем. И Дон-Кихот сам замечает это, акцентируя на этом внимание. Он даже счастлив невзгодам, ведь такие же были в рыцарских романах.
Внутренний романтик
Что видят романтики, читая шедевр «Дон-Кихот»? Анализ произведения начинается с рассуждения о том, насколько сильно главный герой совпадает с их внутренним миром. Ведь для них уже сам по себе образ рыцаря является неотъемлемой частью философии. А тут «герой меча и щита» еще и отвергнут, не понят, изгнан из общества.
Какой романтик не воздвигнет этот образ себе на флаг! Ведь каждый из них уверен в том, что мир мечтаний – истинно реален, и собственную фантазию вперемешку с чувствами надо ставить выше чего-либо. Борьба Дон-Кихота – это плевок в лицо реальности - жестокой, грязной и грубой; это сражение с ветряными мельницами во имя общего добра. Это заранее проигранная война, но ведь надо вдохновляться тем, что умер Рыцарь Печального Образа счастливым!
Человек силы
Однако вечный образ Дон-Кихота заключается не только в романтике и странствиях, не только в этих двух нежных чертах человека. Ведь к вопросу можно подойти и с другой стороны, если увидеть в герое Сервантеса еще и силу.
Да-да, именно в этом немощном и старом мечтателе. В середине него живет бесконечное мужество, и это, пожалуй, главное, что Дон-Кихот почерпнул из рыцарских романов. Вспомните, он хоть раз ныл, стонал, восклицал? Из историй о благородстве странствующих воинов Дон-Кихот взял самое важное.
И пускай идеалы его и неверны, и пускай он душевнобольной, но образ Дон-Кихота навсегда будет окутан мужественностью и силой, непоколебимой волей бороться за свои идеалы. Он в том числе и революционер, умеющий до конца сражаться во имя своего образа жизни.
Свобода превыше всего
Важную тему в романе нашли европейцы эпохи Просвещения. Для них проблемы произведения заиграли новым красками.
Дело в том, что философы и писатели того времени не ставили ничего выше свободы. Для них это была главная ценность, главный критерий оценки счастья. Причем, как заметно из названия самого периода времени, распоряжаться свободой они обязывались в рамках получения новых знаний.
Само собой, что через эту призму они и смотрели на Дон-Кихота. Вечно странствующий рыцарь, ищущий правды и не скованный никакими рамками, был для них буквально находкой. Он тут же был объявлен погибающим за право выражения человеком свободы, которому противостоит глупое и непонимающее общество.
Несмотря на то что именно в эпоху Просвещения образ героя (Дон-Кихот) был окутан аурой трагизма и отрешенности, все же тогда он все еще воспринимался как комедийный персонаж. А если разбираться во взаимоотношениях рыцаря и оруженосца Санчо, можно найти еще более глубокую и интересную теорию.
Столкновение души и разума
Однако образ героя был бы неполным без его верного друга, который, как известно, должен быть у каждого великого литературного персонажа. Здесь оруженосец Санчо Панса дает по-новому взглянуть на странствующего сумасшедшего.
Вместе они создают дуалистичный символ души и разума. Рационализм Санчо, казалось бы, должен жестоко бить по чувственному Дон-Кихоту. Однако на самом деле они создают крепкий союз верных друзей. Почему же Сервантес именно так подает оба символа, когда в жизни мы встречаемся с жестокой враждой души и разума?
А главный секрет вот в чем – обе стороны здесь независимы. Нет, не друг от друга, совсем нет – они отдалены от мнения людей вокруг. Дон-Кихот и Санчо живут в своем мире, где вместе они находятся в гармонии.
В этом-то и нашли интерес мыслители эпохи Просвещения. Для них идея взаимного сосуществования разума и души была решением многих поставленных философских задач. А в обычной жизни они не могут находиться в гармонии именно из-за оков внешних факторов.
Антагонистичность Самсона Карраско
Если хочешь узнать, каков человек, необязательно смотреть на его друзей. Куда больше тебе скажут враги. И здесь образ Карраско полностью описывает Дон-Кихота. Злобный, мстительный и насмешливый студент выглядит в контрасте с Рыцарем Печального Образа еще ниже, чем есть на самом деле.
Его желание навредить главному герою, его отвратительный характер подчеркивают для нас благородство Дон-Кихота. Ведь в итоге Самсон сам заигрывается в предлагаемых обстоятельствах и становится этаким темным отражением главного героя. Ведь именно в образе Рыцаря Луны он побеждает Дон Кихота, тем самым… признавая его победу. В том, что повергнуть безумца можно только по его собственным правилам.
Взгляд как на религиозную фигуру
Разумеется, такой неоднозначный персонаж не мог не обрести религиозную трактовку. Образ Дон-Кихота в романе Сервантеса такого прочтения изначально уж точно не предполагал, однако со временем в нем начали видеть мученика и святого. Казалось бы, за что? Однако подобные утверждения действительно недалеки от истины, ведь прообразом странствующего рыцаря вполне могли стать юродивые (святые, которые не подчинялись церковным догмам).
Однако испанцы, откуда родом роман Сервантеса, идут еще дальше – они сравнивают главного героя, Дон-Кихота, с главным героем Нового Завета. В Рыцаре Печального Образа они видят отображение милости и самопожертвование Иисуса Христа. Верно ли это – очень спорный вопрос, но параллели найти, конечно, можно.
Заключение
Что самое главное в «Дон-Кихоте» - это то, насколько глубок образ главного героя. Все версии его прочтения верны и заложены в тексте изначально. Каждый будет видеть в нем то, что желает увидеть.
По каждой из этих версий можно было бы написать отдельную статью. Да и что говорить – уже много писали. Однако в любом случае образ Дон-Кихота – проявление лучших намерений и стремлений человека. Каждое из них, пускай и кратко, описано выше.
Нам остается лишь дальше анализировать и думать над образом жизни последнего европейского рыцаря. Были ли он просто безумен или...?