Плюрализм в философии - это... Философский плюрализм
Существующее многообразие современных философских учений лишний раз подтверждает, что чем больше разнообразие человеческих характеров, типов и форм деятельности, тем более интересны и менее похожи друг на друга возникающие философские направления. Взгляды философа напрямую зависят от того, чем он занимается в мирской жизни. Плюрализм в философии — это одно из направлений, возникших из-за многообразия форм деятельности человека.
Различие между философами
Самое древнее и наиболее фундаментальное деление философов — на материалистов и идеалистов. Материалисты рассматривают свои объекты наблюдения через “призму” природы. Главные объекты наблюдения идеалистов являют собой высшие формы человеческой духовной, социальной жизни. Идеализм бывает двух типов: объективный — за основу берется наблюдение за религиозной жизнью общества; и субъективный — основой является духовная жизнь отдельно взятого индивидуума. Материалисты идут от мира к человеческому разуму, а идеалисты — от человека к миру.
Если материалисты пытаются объяснить высшее через низшее, то идеалисты идут от обратного и объясняют низшее через высшее.
Так как плюрализм в философии — это видение учеными мира, в котором разнообразие первоначал противоположны друг другу, важно уметь распознавать иные разновидности мировоззрений других групп философов. Это нужно для того, чтобы лучше понимать различия между ними. Существует еще одно деление философов — на иррационалистов, рационалистов и эмпириков.
Термин “рационализм” переводится с французского как rationalisme, это слово происходит от латинского rationalis, которое, в свою очередь, — от латинского ratio. ratio означает разум. Из этого следует, что концепция рационализма проповедует идею важности разума в повседневной жизни человека. А иррационализм, наоборот, отвергает высокое значение разума в человеческой жизни.
Рационалисты олицетворяют собой порядок. Все неизвестное и неопознанное они готовы истолковать сугубо с помощью знаний.
Иррационалисты любят хаотичное представление о жизни, склонны допускать все, что угодно, вплоть до самого невероятного. Такие люди любят парадоксы, загадки и мистику. Сфера неизведанного и незнание является для них фундаментальным представлением о жизни.
Эмпиризм — это преувеличение, абсолютизация человеческого опыта и ультимативного способа мышления. Это промежуточная концепция, мост между рационализмом и иррационализмом.
Плюрализм в философии
К сожалению, в философии не всегда можно найти ответы, ведь этой науке тоже свойственно сталкиваться с разного рода противоречиями. Один из наиболее сложных вопросов, на который философии сложно дать однозначный ответ, это: “Сколько же существует глубинных основ мира?” Одна или две, а может быть, больше? В процессе поиска ответа на этот вечный вопрос сформировались три типа философии: монизм, дуализм, плюрализм.
Плюрализм в философии — это философия признания существования в мире большого количества взаимодействующих начал и факторов. Слово “плюрализм” (от лат. pluralis — множественный) используется для описания областей духовной жизни. Плюрализм можно встретить и в повседневной жизни. Например, в одном государстве допускается существование разных политических взглядов и партий. Существование одновременно взаимоисключающих взглядов также допускается плюрализмом. Вот что такое ”плюрализм”. Определение плюрализма крайне несложное, существование нескольких идей, начал и факторов естественно для человека и не является чем-то из ряда вон выходящим.
Плюрализм в жизни обывателя
Если оглянуться, плюрализм можно встретить и в простой повседневной жизни. Что уж говорить, он повсюду. Например, плюрализм в понимании государства уже знаком каждому. Почти в каждой стране существует парламент, в котором может находиться от одной до нескольких партий. У них разные задачи, а схемы правления и реформ могут кардинально отличаться друг от друга. Такое многообразие политических сил и их конкуренция абсолютно законны, и столкновение интересов, дискуссии между сторонниками разных партий не являются чем-то необычным. Факт существования разных сил в парламенте называется многопартийностью. Это — плюрализм в понимании государства.
Дуализм
Дуализм — это философское мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных между собой начал, борьба между которыми создает то, что мы наблюдаем вокруг, и оно же создает действительность. Это конфликтующее начало имеет множество воплощений: Добро и Зло, Инь и Янь, Ночь и День, Альфа и Омега, Мужское и Женское начало, Господь и дьявол, Белое и Черное, Дух и Материя, Свет и Тьма, Материя и Антиматерия и т. д. Многие философы и философские школы взяли за основу мировоззрение дуализма. По мнению Декарта и Спинозы, дуализм занимает важное место в жизни. Даже у Платона и Гегеля, в марксизме (“Труд”, “Капитал”) можно встретить такое мировоззрение двух противоположностей. Таким образом, понятие плюрализма незначительно отличается от дуализма ввиду очевидных различий.
Плюрализм в культуре
Кроме политики, плюрализм способен затрагивать многие другие сферы жизнедеятельности человека, например культуру. Культурный плюрализм допускает существование различных социальных институтов и духовных дисциплин. Например, христианство делится на католицизм, православие и протестантизм. Такое непостоянство церкви подтверждает наличие плюрализма в культурной сфере человека. Плюрализм предполагает, что различные группы населения имеют право на реализацию себя и своих культурных потребностей. Как правило, индивид может свободно выражаться и отстаивать свои ценностные ориентации относительно значимых для него явлений. Идеологический плюрализм законным путем подтверждает, что в государстве признается идеологическое многообразие, а единая идеология отсутствует.
Монизм
Основа этого мировоззрения — идея о существовании лишь одного начала. Монизм может быть материалистическим или идеалистическим. В узком смысле плюрализм в философии — это философская концепция, противоположная монизму, в которой существуют множество равнозначных самостоятельных сущностей, абсолютно не сводимых к определённому началу, можно сказать, прямо противоположных друг другу, кардинально отличающихся. В первой форме он рассматривает лишь материю, а во второй единой основе утверждает идею, чувство, дух. Монизм же — учение о всеединстве, что кардинально отдаляет его от такого понятия, как “философский плюрализм”.
Практическая философия
Практическая философия преследует благие намерения, посредством мысли и общения побуждая людей к правильным действиям и поступкам и отворачивая их от ошибочных, негативно окрашенных, неправильных действий. Говоря простыми словами, практическая философия способна с помощью силы мысли воздействовать на умы людей непосредственно в процессе простого общения.
Особенности плюрализма
Интересно, что термин “плюрализм” ввел Х. Вольф в 1712 году. В истории философии не так часто можно встретить последовательный плюрализм, как, например, последовательный монизм. Очень распространен плюрализм в государственной сфере, о чем уже неоднократно упоминалось. Идеологический плюрализм способствует признанию и закреплению в законе, в частности в конституции, многообразие идеологических учений, конечно же, если они не призывают к насилию, не разжигают национальную или иную рознь. Ярко выраженная государственная структура одним своим существованием подтверждает принцип плюрализма. Многие связывают такое распространение мировоззрения с тем, что людей, как и их мнений, — великое множество, и все они достаточно разнообразны благодаря культурным, ценностным и историческим различиям.
Догматики и скептики
Философы также делятся на догматиков и скептиков. Философы-догматики хороши тем, что могут как вырабатывать свои идеи, так и излагать чужие, не свои мысли. Отстаивают и рассуждают о них, как правило, в духе позитивного, утвердительного, конструктивного философствования. А вот философы-скептики являются прямой противоположностью философам-догматам. Философия у них критическая, деструктивная. Идеи они не вырабатывают, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики — это философы-изобретатели или излагатели. Философы-скептики — это мусорщики, чистильщики, другого определения им не дашь.
Субъективисты, объективисты, методологисты
Отдельного внимания заслуживают субъективисты, объективисты и методологисты. Философы-объективисты в основном акцентируют внимание на проблемах и несовершенстве мира и общества. К разряду таких философов относятся материалисты, онтологисты, натурфилософы. Философы-субъективисты более узконаправленны и акцентируют внимание на проблемах социума, общества и человека в частности. К таким философам непосредственно имеют отношение большинство идеалистов, философов жизни, экзистенциалистов, постмодернистов. Философы-методологисты осмысляют преимущества формы результатов человеческой деятельности. Все то, что изобрел, оставляет после себя и будет оставлять человек, является полем деятельности и основой обсуждений философов-методологистов. К ним относятся неопозитивисты, прагматисты, позитивисты, а также представители лингвистической философии, философии науки.
Классический плюрализм
Классическим плюралистом, который признает два независимых начала, считается Эмпедокл. В его учениях мир ярко обозначен и образован четырьмя элементами — водой, землей, воздухом и огнем. Они вечны и неизменны, и следовательно, не оказывают влияния друг на друга, и им несвойственны переходы друг в друга. Эта теория объясняет, что в мире все происходит посредством смешения четырех стихий. В основном философский плюрализм — это обычное неблагополучие теории, и к его использованию прибегают только в том случае, когда объяснить что-либо обычным логическим способом не получается.
Плюрализм в обществе
Как это ни странно, но плюрализм для общества необходим, как воздух для человека. Для того чтобы социум находился в нормальном состоянии и функционировал правильно, необходимо наличие в нем нескольких групп людей с абсолютно разными взглядами, идеологическими принципами и вероисповеданием. Немаловажным является тот факт, что не менее необходима и возможность свободной критики в адрес инакомыслящих — как говорится, в споре рождается истина. Такое существование различных групп способствует развитию прогресса, философии, науки и других дисциплин во всем мире.
Существует еще одна небольшая группа философов, которых достаточно трудно отнести к какому-то определённому направлению. Их еще называют чистыми философами или систематиками, создателями всеобъемлющих философских систем. Они всеядны в хорошем смысле этого слова. У них достаточно хорошо сбалансированы симпатии-антипатии, а взгляды и интересы направлены в разные стороны. Среди всей этой разношёрстной компании именно они заслуживают звания философов - людей, стремящихся к мудрости, знаниям. Познать жизнь, прочувствовать ее такой, какая она есть, и не упустить ни мгновения — вот основная их цель. Ни плюрализм, ни монизм не являются для них аксиомой. Они хотят не опровергать, а понять все и вся. Они — это так называемое философское рыцарство.
Итог
Плюрализм и связанная с ним толерантность, так сильно мозолящая глаза поклонникам авторитарного мировоззрения и идейного фундаментализма, обретает просто колоссальную значимость в посттоталитарном мире в связи с потребностью в демократизации общества и его последующей германизации. В таком положении демократический плюрализм набирает больших оборотов и, можно сказать, несёт в себе идею дальнейшего построения как государства, так и общества. Это, кстати, прямой ответ, почему плюрализма так боялись многие диктаторы. Одна только мысль о том, что плюрализм государства, другая идея, которая противоречит их собственной, могут существовать, просто рушила весь тоталитарный, диктаторский порядок.
С тем, чтобы разобраться в плюрализме более досконально, рекомендуется прочесть работу ученого Тартуского университета, философа Леонида Наумовича Столовича. Его книга является наиболее полной, многосторонней и более систематичной, нежели другие подобные учения по философии. Книга включает в себя три раздела:
- Философия плюрализма.
- Плюрализм в философии.
- Плюралистическая философия.
Все те, кого интересует, что такое плюрализм, определение смогут найти в этой книге. В ней также вполне обширно показаны возможности плюралистической методологии для творческого, креативного восприятия философской мысли.