Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России. Тенденции и перспективы религиозного развития
Чтобы обозначить особенности духовной жизни современной России, для начала нужно определиться, что именно понимать под этим понятием. Специфика времени диктует свои условия понимания среды, а закон, как известно, "что дышло". Так что можно свести духовную жизнь к формальному ряду показателей развития культурной жизни – театры, музеи, библиотеки, книги. Или можно, уйдя от статистики потребления обществом культурных продуктов, оценить его производственный потенциал. Можно заняться мониторингом мировоззренческих брожений умов населения или привести сводку религиозного развития.
Все эти вещи (и не только они) составляют совокупность духовной жизни государства, на основании которой формируются и развиваются духовные ценности. Из нее невозможно органично исключить, к примеру, дедовщину в армии или телевизионную пропаганду. Анализировать тенденции духовной жизни современной России в их совокупной полноте непросто. Однако мы попробуем это сделать.
Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России
Чтобы не распыляться, следующая часть статьи посвящена камертону духовной жизни нации – религии. А именно анализу духовной жизни в ее религиозном преломлении. Разумеется, такой обзор не может быть исчерпывающим даже внутри избранного аспекта. Религия – вещь сложная, и влияние ее неоднозначно. Вычленение любых закономерностей и поиск общего знаменателя процессов – всегда лишь упрощение реального положения вещей. Религия на практике тесно связана с политикой, с экономикой, со многими другими факторами социальной жизни. И к тому же на каждое правило в мире идей всегда найдется хотя бы одно исключение. Так что ниже представлены самые общие и не всегда небесспорные мысли и характеристики.
Вековые традиции православия и современная Россия
Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России? Во-первых, это, конечно же, возросшая роль РПЦ МП, прошедшей за 25 лет путь от терпимого пережитка до полугосударственной организации, претендующей на роль духовной скрепы нации и идеологической платформы грядущего Русского мира. Возвышение роли православия обозначилось ростом клерикализации светских учреждений – образовательных, медицинских, судебно-исполнительных и прочих. Фактический тандем правящей партии с руководством Московской патриархии мобилизовали церковные силы в сфере социального служения и обеспечили ее присутствие практически на всех ключевых социально-культурных позициях. Как реакция, в стране прошла серия волн разочарования и отхода от православия молодежи и интеллигенции. Рост критики священноначалия РПЦ, характерный для последних лет, дает основание определить данное время как начало процесса медленного угасания значимости православия в жизни общества. Патриархия пережила период расцвета, и в будущем ее ждет снижение показателей динамики развития. Как следствие, множество людей, ранее находивших в православии основу для духовной ориентации, переживают процесс переосмысления духовных ценностей. А это дает повод прогнозировать формирование в ближайшие два-три десятилетия новой, уникальной среды, которой наполнится духовная жизнь России.
Духовные ценности и буддийское влияние на них в России
Что касается других традиционных религий России – ислама, буддизма, иудаизма, то их роль, за исключением иудейства, в чем-то сходна с РПЦ и, по сути, является ее отражением в политике регионов своего традиционного исповедания. Однако не обходится и без одного «но» в отношении буддизма. Его роль в духовной жизни страны восполняется процессом религиозной экспансии Востока. Наряду с другими учениями, о чем будет сказано ниже, буддийское веяние из-за рубежа сформировало в российском обществе обширную прослойку сочувствующих ему граждан. Рост числа практикующих религиозных общин, визиты заграничных учителей, популяризация буддийской литературы увеличили степень влияния буддийской духовности на население России вне традиционно буддийских регионов.
Исламский мир и российская духовность
Что касается ислама, то продвижение мусульманской духовности зачастую принимало агрессивную форму пропаганды и навязывания. С одной стороны, это привело к исламизации части населения и увеличению духовного влияния мусульманских традиций. С другой стороны, реакция на исламскую экспансию породила в обществе широкое движение сопротивления, что характеризуется снижением уровня толерантности и терпимости, ростом националистических настроений и принципиальной политизацией духовных институтов.
Элементы нетрадиционной духовности в России XXI века
Духовная жизнь современной России уже немыслима без традиционной для наших дней экзотики, представленной главным образом производными восточной культуры и ментальности. Россия переживает если не расцвет, то, по крайней мере, существенное усиление дхармических ценностей среди российских граждан. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России с этой стороны? Во-первых, кроме буддизма, о котором было сказано выше, значительно прибавили в весе различные ведические сообщества – йогические, аюрведические, медитативные и т.д. Подобные центры стали неотъемлемой частью духовной жизни России. Кроме традиционных, развитие получило множество эклектических групп, представительств течений NewAge и организаций оккультной ориентации. Привив значительной части населения страны восточный тип духовности, все эти организации значительно повлияли и на развитие духовной жизни населения в целом.
Отдельно нужно сказать о реконструкции славянской языческой традиции. Ее адептам удалось существенно популяризировать свои учения, что отражается в серьезности академических исследований, массовой распространенности обращенных и сочувствующих (даже среди православного духовенства), набирающем обороты культовом строительстве и пр. Приходится констатировать, что за последние 10-15 лет неоязыческие организации славянского толка вышли за черту маргинальных организаций и теперь имеют существенный вес в духовной жизни страны.
Заключение
Итак, отвечая на вопрос, какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России, следует, прежде всего, констатировать уменьшающуюся роль православия в реальной жизни людей. Институт РПЦ предстает еще мощным идеологическим и политическим ресурсом, но к формированию духовного облика граждан он имеет отношения все меньше.
Возрастает же роль восточных и языческих институтов в формировании здорового духовного облика современного российского гражданина. Принципы ненасилия, развитая психическая и физическая культура, приверженность идеям мира, внимание к вопросам экологии делают эти организации перспективными и потенциально значимыми в духовном прогрессе России. При некоторых поправках можно даже прогнозировать возрастание в будущем неоязычества национально-русского извода, как одной из основных духовных движущих сил страны.
В целом духовная жизнь современной России все больше ориентируется на импорт духовных ценностей, что придает остроты некоторому конфликту западных и восточных ценностей, местом столкновения которых сегодня является Россия.