Общество потребления – путь к бесчеловечности
Многие философы и социологи ХХ века пытались определить и описать тот уровень развития, которого достигли наиболее успешные в экономическом отношении страны. Его называли и развитым индустриальным, и постиндустриальным обществом, полагая, что системная перестройка экономики и достижение изобилия принесут блага для человечества. Но наиболее критическое и в то же время точное описание такого общества предложил еще в 1970 году французский философ-постмодернист, социолог и культуролог Жан Бодрийяр. «Общество потребления» - с тех пор этот термин прочно вошел в наш язык, превратившись во что-то вроде ярлыка. Однако, хоть с 70-х годов прошло уже достаточно времени, критика этого ироничного интеллектуала не потеряла ни своей значимости, ни своей актуальности.
В свое время этот известный философ вышел из неомарксистской среды, и в какой-то степени перенял аналитический живой и критический подход, свойственный Марксу. Можно сказать, что его книга «Общество потребления» является своего рода «Капиталом» ХХ века, только написана она в ином парадигмате. Философа интересует не столько подоплека экономических и социальных взаимоотношений, сколько влияние на людей повседневности и быта. Ведь если во времена Маркса повседневная жизнь людей зависела от экономики через социальные отношения, то теперь она стала зависеть от технологий, СМИ и прочих массовых регуляторов, которые проникают в нашу жизнь и управляют ею. Собственно, этому и превращению потребления из средства выживания в средство обесчеловечивания и посвящает свою книгу Бодрийяр.
Общество потребления – это характеристика нового общества, где все человеческие отношения утрачивают смысл, превращаясь в ритуальные схемы, знаки определения иерархического статуса или же вырождаясь в конкурентную борьбу. Этот «дивный новый мир» практически уничтожил старое, традиционное потребление, когда люди покупали какие-либо товары потому, что они были им нужны, потому что они удовлетворяли их потребности. Он анализирует совершенно иное, «знаковое» потребление, когда товар покупают потому, что он моден, потому, что его рекламируют, потому, что он является новинкой. Таким образом, вещь лишается своего смысла, устаревая еще до того, как ее купят, потому что реклама тут же предложит новую, еще более модную вещь.
Кроме того, общество потребления лишает смысла и общение между людьми, поскольку делает процесс покупки показным. Потребление становится как бы кодом, регламентирующим общение, потому что люди не только предпочитают разговаривать о новых покупках, но и оценивают друг друга по возможности купить тот или иной предмет. Это своего рода игра, не основанная ни на какой природной реальности, а только на своей собственной. Вещи господствуют над людьми, по ним определяют не только удобство и комфорт, но и престиж, а вовлечение в этот порочный круг объявляют свободой выбора и торжеством индивидуума.
Общество потребления не только поставило человека и его чувства в зависимость от вещей, а вещи свело до уровня знаков, которые не имеют реального смысла (симулякров), оно еще и превратило искусство в такой же товар, вещь и симулякр. Поиски правды вытесняются мифами, которые удобно потреблять, серьезная литература и искусство вытесняются развлекательными жанрами. Манипуляция этими жанрами сделалась приводным ремнем властных механизмов и их идеологии. Фактически человеческая культура тоже поставлена на конвейер, она производится по шаблону, она тоже зависит от спроса и потребления. Человечество привыкло потреблять определенные знаки и перестало воспринимать нечто оригинальное и действительно индивидуальное.
Философ критикует общество потребления еще и за то, что оно только с виду является обществом изобилия и равенства. Это общество и производимые им симулякры не дают человеку никакой уверенности, наоборот, он все время пребывает в гонке за новыми и новыми брендами и знаками и испытывает страх, что не успеет и не сможет приобрести очередной престижный симулякр. Господство знаков-симулякров приводит и к неравенству, ведь человек, который не в состоянии приобретать все новые знаки престижа, выбрасывается из круга отношений, где культивируется успех, как неудачник. Несмотря на то, что эта книга написана несколько десятилетий назад, она показывает, что Жан Бодрийяр фактически предсказал основные тенденции развития современного общества.