Фильм "Фонтан": отзывы. "Фонтан" - фильм-притча режиссёра Даррена Аронофски

Фильм «Фонтан», отзывы о котором крайне противоречивы, непредсказуемого режиссера Даррена Аронофски называют самым настоящим научно-фантастическим Евангелием об Адаме и Еве. Впечатления зрительской аудитории крайне диаметральны. По мнению почитателей, картина поэтичная и печальная, а в целом философская. А вот противники единогласно называют ленту претензионной и слишком пафосной. Тем не менее, начиная с музыкального сопровождения и красок и заканчивая актерским мастерством, все в нем создает целую, единую атмосферу, побуждающую к размышлениям о вечных ценностях. Эта философская притча наглядно показывает, каким красивым и по-настоящему ценным может быть современный кинематограф.

Лапидарное описание

Фильм «Фонтан» (отзывы кинокритиков тому подтверждение) имеет несколько ключевых элементов. Конкистадор (бородатый Хью Джекман) испанской королевы, оставив в живых садиста-инквизитора, срочно уплывает к индейцам майя на поиски последнего чудо-дерева, оставшегося от райского сада. Ученый-онколог (тот же Джекман, но уже бритый) проводит испытание на шимпанзе некой субстанции из амазонских джунглей, в тщетной попытке спасти от опухоли свою жену-красавицу (Рэйчел Вайс), которая сочиняет роман «Фонтан». Фильм 2006 года этим не ограничился, есть еще и грустный астронавт (Джекман лысый и бледный) из будущего, который летит в прозрачной биосфере к загадочной звездной туманности, чтоб там соединиться с возлюбленной, которую онколог с больной женой пристально изучают со своего балкона в усовершенствованную подзорную трубу. Вот и все лапидарное и конкретное описание сюжетной линии киноленты. Следует заметить, что за всю бытность кинематографа соединялись истории и похлеще, однако все равно чувствуешь некоторое замешательство от того, как голливудские продюсеры рискнули вложить в эту залихватчину миллионы долларов и выпустить готовый проект в прокат.

Шесть лет - это не срок

Творец Даррен Аронофски в конце лихих 90-х заработал репутацию настоящего, всеми признанного культового режиссера картинами "Реквием по мечте" и "Число пи". Фильм "Фонтан", описание которого было приведено выше, "вымучивался" около шести лет. В начале планировалось пригласить на главные роли Кейт Бланшетт и Брэда Питта, однако пока проект развивался, исполнителями центральных персонажей стали Рейчел Вайс и Хью Джекман. После своей премьеры на Венецианском фестивале фильм "Фонтан", отзывы о котором не удосужились оставить лишь ленивые и неграмотные, расколол кинокритиков на горячих поклонников-сторонников и непримиримых противников. В любом случае картина могла бы претендовать на премию "Оскар" в номинации "Самый красивый фильм года" (если б такая присуждалась), ведь в нем отчаянно переплетаются три времени, а сюжет охватывает целое тысячелетие.

Редкий фильм и культовый режиссер

«Фонтан» понять довольно непросто, в нем расшифровано далеко не все. Зрителям несведущим, неподготовленным можно было бы перед просмотром раздавать краткий синопсис, тогда они сразу же, «с ходу», будут включаться в происходящее действо, и им будет интереснее. Бесспорно, бывали кинофильмы и посложнее: «Сталкер» или «В прошлом году в Мариенбаде», однако этот тоже далеко не простой. Немудрено, ведь как истинный творец, Даррен Аронофски мечтал снять кинокартину своей жизни (хотя ему еще и нет сорока). Суть фильма «Фонтан» - это все самое главное в жизни человека: смерть, поиски смысла бытия, вечные мечты о бессмертии, вечная любовь. Понятно, что такой глубокий фильм был обречен на то, чтоб вызвать отзывы исключительно крайние.

Главная претензия

Странная тенденция в нашем обществе – стоит любому режиссеру покуситься на вечные или же глобальные темы, как он сразу же становится объектом насмешек. Вчера еще его боготворили, а уже сегодня те же пишут: «Чего он лезет в Кубрики и Кастанеды?!» И не прощают гению того, что запросто позволяют незамысловатым и поверхностным кинотворцам-неумехам. Одна из главных претензий к картине – излишняя серьезность и полное отсутствие юмора. Странно, разве о смерти и бессмертии говорят исключительно шутками-прибаутками? Отдельные отзывы представляют собой настоящие фельетоны с глупыми и пошлыми заголовками, вроде «Дай отдохнуть фонтану» или похлеще – «Заткни фонтан». Фильм 2006 года не стоит воспринимать очень умозрительно, тщетно пытаясь извлечь из повествования теорию бытия или же выискивая только лишь нелепости. Лучше во время просмотра кинокартины предаться некой медитации, в этом случае удовольствие от просмотра гарантированно. Причем, в сравнении с другими кинолентами, фильм «Фонтан» (отзывы это отмечают особенно) достаточно короткий.

Футуристическая греза

Время, естественно, всех рассудит, но все же одна новаторская идея режиссером реализована точно. Аронофски, создавая фильм как футуристическую грезу рискнул пойти на эксперимент. Он заменил все цифровые спецэффекты на макросъемки специальных жидких субстанций, реагирующих друг с другом в лабораторных условиях. Именно они придали картине совершенную чарующую атмосферу, поставив под удар всю использованную компьютерную индустрию кинематографа. Вот вам и «Фонтан». Смысл фильма от этого новшества не пострадал.

Фонтан и Одиссея

Своими загадочными протуберанцами Даррен словно случайно сотворил долгожданный ответ неподвижному кубриковскому монолиту («Одиссея 2001»). Стоит отметить, что структура обеих картин идентична. Согласно сюжету обоих фильмов, время действия стремится к вожделенной вечности, у Аронофски скромнее, все в пределах тысячелетия, а вот у Кубрика – миллионы лет. Вечность в кинолентах разрезана на три отрезка и в кульминационном эпизоде главный герой проходит через космическое пространство и время. А кубриковскому сверхразуму соответствует сверхживучее дерево в кино «Фонтан». Актеры и исполненные ими роли в картинах сравнению не поддаются.

Путанная история

В принципе, катастрофическое расхождение в отзывах между кинокритиками, до сего времени ставящими Аронофски двойки и колы, и зрительской аудиторией свидетельствует о том, что оба противоборствующих лагеря имеют все меньше общих тем для диалога. Остается еще одна категория – люди мыслящие, не отупевшие от современного мейнстрима и всегда готовые быть околдованными какой-либо «новой небывалой фантастичностью». Они-то и заявляют: «Фонтан» - лучший фильм!»

Перспективы

Фильм «Фонтан» отзывы получает противоречивые. Дело в том, что он крайне уязвим перед индивидуумами, склонными к насмешкам, резонерами, скептиками и прочими почитателями реалистичности и здравого смысла. Также он не придется по вкусу людям настолько умным, что неспособным восторгаться комиксной ерундой, в которой дерево улетает к звездам, главный герой падает в туманность, дао приписывают майя, и все накрывают книгой «Сефирот». Но те зрители, кто открыт всему новому, необычному, обязательно увидят за картиной весомые перспективы, а кто считает фильм «не фонтаном», скорей всего, останутся у печально известного «разбитого корыта». Кинолента «Фонтан» - сложное, талантливое и грустное, слегка сумасшедшее и чрезвычайно душевное кино о Вечной Любви – первостепенном источнике той самой жизненной Силы. Ведь это фильм лишь технически, а в остальном – это настоящая картина, произведение искусства, обладающая несоизмеримым духовным потенциалом.

Комментарии