Индия в 19 веке: карта, культура и экономика страны. Какой была Индия в 19 веке?

Индия в 19 веке, будучи гигантской колонией маленькой Англии, неохотно поддавалась сложному и противоречивому процессу европеизации, поскольку достижения и блага западной цивилизации плохо приживались на этой земле, как, к счастью, и почти все недостатки. Индийцы не принимали новые порядки, поскольку весьма дорожили собственной великой культурой и традиционным образом жизни.

Завоевание

Англичане не торопились - почти сто лет понадобилось им, чтобы Индия в 19 веке полностью лишилась государственной самостоятельности. Правда, Англия почти не понесла потерь, поскольку завоевание страны велось руками сипаев - индийских солдат, находящихся на службе у англичан.

Последним сдался Пенджаб - государство, созданное великим магараджей (князем) Сингхом. Пока магараджа был жив, оно стояло непоколебимо, а с его смертью в 1837 году власть не попала в такие же сильные руки. Государство распалось и стало очень лёгкой добычей для англичан. Феодальное управление далеко от централизованного, что и познала Индия в 19 веке. Карта хорошо показывает, насколько велика была раздробленность страны.

Ответом колонизации стало восстание, длившееся два года (1857-1859), и тут цивилизованные англичане полностью отыгрались - народ был буквально утоплен в крови. И опять почти сто лет потребовалось для обретения независимости. Причём, Индия в 19 веке после подавления восстания избрала мирные пути борьбы, что является беспрецедентным в новой истории.

Характеристики завоевания

Индия в начале 19 века, как любая другая страна, и до англичан знала завоевания. Однако все пришлые приспосабливались и к социальной, и к экономической жизни новой родины. Так же, как норманны стали англичанами или маньчжуры - китайцами, пришельцы становились частью народа Индии.

Англичане как завоеватели сильно отличались от всех предыдущих. Между ними и завоёванными территориями была настоящая пропасть различий - как культура Индии в 19 веке отличалась от культуры Англии, так и сам образ жизни, система ценностей, традиции и привычки.

Туземцев англичане откровенно презирали, не входили в новый мир и не впускали индийцев в свой. Даже самые простые фермеры и рабочие, оседавшие в Индии, были причислены к высшему правящему классу. Ничего общего, только ненависть взаимна.

Англичане привезли с собой капитализм и западную форму управления государством. В первом случае - раздолье для эксплуатации, во втором - управление мелкими феодальными княжествами под контролем собственной колониальной администрации.

Грабёж колонии

Индия в 19 веке была своеобразной, но чрезвычайно богатой страной. Сокровища индийских раджей непрерывным потоком уплывали в Англию. Нет худа без добра - именно эта калорийная подпитка взрастила промышленный переворот в Англии.

Первоначальный прямой колониальный грабёж постепенно стал законным: Ост-Индская компания обирала страну до нитки налогами. Индия с древних времен торговала со всем миром, теперь индийским товарам хода в Европу не было, но от английских - ломились индийские прилавки. В итоге вся текстильная промышленность страны сошла на нет, ремесленники остались без работы.

Экономика Индии в 19 веке такова, что население оказалось на грани вымирания. Тысячи и тысячи индийцев умирали голодной смертью, о чём в тридцатых годах докладывал губернатор: "Кости ткачей усеяли все равнины Индии..." Благополучие Англии, её благосостояние в 19 веке - целиком и полностью результат ограбления народа Индии.

Народное восстание

Бедствия народных масс в Индии приумножались не только от эксплуатации и насилия. Презрительная жестокость англичан по отношению к местному населению переходила все границы человечности. Когда пошла подготовка к насильственному обращению индусов и мусульман в христианскую веру, недовольство завоевателями достигло пика.

Теперь вражда охватила не только бедных ткачей, но и большую часть местной феодальной аристократии, которая была значительно ущемлена в правах колониальным правительством и подвергалась непомерным грабежам. Сипаи - индийская армия на службе англичан - тоже взбунтовались, в мае 1857 года перебив английских офицеров и захватив Дели.

Так началось народное восстание, охватившее всю Северную и обширную часть Центральной Индии. Англичане только через два года с большим трудом подавили этот мятеж. Феодальная Индии не смогла вырвать победу у капиталистической Англии. Усмиряли страну страшно: огромное количество людей замучили и расстреляли. Придорожные деревья повсеместно служили виселицами. Деревни сжигались вместе со всеми жителями. После таких трагедий отношения между Индией и Англией вряд ли когда-нибудь станут безоблачными.

Экономическое развитие

Индия во второй половине девятнадцатого века становится для Англии рынком сбыта и источником сырья. Готовых товаров из Индии вывозилось так мало, что они не стоят упоминания, и все они были скорее предметами роскоши, чем необходимости. Зато в полной мере экспортировались: пшеница, рис, хлопок, джут, чай, индиго. Ввозилось же: мебель, изделия из шёлка, шерсти и кожи, керосин, стекло, спички и ещё долгий-долгий перечень.

Главное завоевание англичан в Индии - ввоз собственного капитала. Займы давались под драконовские проценты. Таким образом осуществлялось финансирование попыток завоевания соседних стран, например Афганистана. Оплачивало эти займы, разумеется, нищее и голодной индийское крестьянство.

Английские капиталисты вкладывались в переработку местного сырья, в строительство железных дорог, джутовую промышленность, в плантации чая, кофе, сахарного тростника, каучука.

Тем не менее, сельское хозяйство было слабо настолько, что страна не могла прокормить даже саму себя. Голод и эпидемии повторялись практически ежегодно. Так, с 1851 по 1900 год голод, при котором вымирали целые области, зафиксирован 24 раза. Повинны в этом только англичане, помещики и ростовщики - "грязная тройка", как называл их народ.

Индийское Возрождение

Бесконечные войны и колониальная экспансия почти убили великую индийскую культуру: в упадок пришли и архитектура, и живопись, все искусства и все ремёсла. Надо сказать, что англичане целиком и полностью не принимали и не понимали ценность индийской культуры, поэтому совсем не занимались повышением её уровня. К уходу англичан из Индии (1947) почти девяносто процентов населения не знали грамоты вообще.

Однако национальную культуру, как песню, "не задушишь, не убьёшь". Такова была и Индия в 19 веке. Соприкоснувшись с западной, индийская культура начала глубокие преобразования. Особенно это коснулось религии.

Великий просветитель

Отец современной Индии, как называют его соотечественники, Рам Мохан Рой, выдающийся реформатор и общественный деятель начала и первой половины девятнадцатого века, был сыном брахмана. Это значит, что он мог провести всю свою жизнь "при небесах" - в покое, радости и счастье. Но от сладких бесед с богами он спустился на грешную землю - сеять семена знаний и ухаживать за ростками чувств, как выразился Рабиндранат Тагор.

Комментарии
1
С вашими статьями я начинаю любить историю.
1
Спасибо, очень помогли.